Стоимость красной икры выросла на 20% за полгода, а стоимость охлажденной и мороженой красной рыбы – на 20–25%. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил кандидат экономических наук, декан факультета международных финансов Всероссийской академии внешней торговли, лектор российского общества «Знание» Олег Абелев.
«За последние полгода цены на рыбу и красную икру действительно выросли значительно: по красной икре рост составил около 20% – средняя цена за 1 кг поднялась с 7,2 тыс. до 8,5 тыс. руб., а в зависимости от вида (горбуша, кета, нерка) и фасовки – еще выше. Что касается охлажденной и мороженой красной рыбы, то здесь рост цен достиг 20–25%: стоимость лососевых в среднем увеличилась с 500 до 600–650 руб. за 1 кг. Причина – циклический фактор: слабый лососевый ход на Дальнем Востоке», – сказал Абелев.
Он также отметил, что динамика спроса неоднозначна, наблюдается подавленный спрос.
«На фоне роста цен потребители чаще выбирают более дешевые альтернативы: вместо нерки – горбушу, вместо лососевой икры – икру мойвы. Во-вторых, есть сезонное оживление: спрос традиционно растет перед майскими праздниками и в начале летнего сезона. В-третьих, проявляется эластичность спроса: икра высших сортов чувствительна к цене – как только стоимость превышает психологический барьер, потребитель отказывается от покупки», – добавил Абелев.
Эксперт уточнил, что если вылов составит хотя бы 500 тыс. тонн, это создаст давление на цены вниз.
«Во-вторых, снижение себестоимости – за счет удешевления топлива, электроэнергии, логистики и хранения. В-третьих, ценовая конкуренция в ретейле: если крупные сети начнут «сражения» за покупателя, используя икру и красную рыбу как товары-локомотивы, – «у нас дешевле, чем у них». В-четвертых, снижение потребительского спроса: если экономическая ситуация заставит людей экономить еще строже, ретейлеры могут заморозить или даже снизить цены для стимулирования продаж. И, наконец, рост импорта: налаживание поставок качественной продукции из Турции, стран Юго-Восточной Азии или Латинской Америки увеличит предложение и тоже окажет понижательное давление на цены», – заключил Абелев.