Москва в седьмой раз возглавила рейтинг «IQ городов». Об этом сообщается на официальном сайте мэра.
«Столица в седьмой раз подряд стала лидером российского индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов». По итогам 2024 года Москва набрала максимальные 260 баллов. Результаты Минстрой России представил на форуме развития «Города будущего» в Перми, который объединил представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и ИТ-сообщества», – говорится в сообщении.
В число лидеров рейтинга среди крупнейших городов страны также вошли Санкт-Петербург, Казань, Пермь и Челябинск. В этом году индекс рассчитывается по 29 показателям, связанным с 14 направлениями развития городского хозяйства. В частности, учитывались достижения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, транспорта, предпринимательства и других.
«Москва уже более 10 лет занимается внедрением технологий для всех отраслей городского хозяйства. Первенство столицы в рейтинге «IQ городов» на протяжении семи лет – это результат профессиональной командной работы и стимул продолжать развивать ИТ-проекты таким образом, чтобы Москва оставалась одним из самых умных и комфортных городов мира», – приводятся в материале слова советника руководителя департамента информационных технологий Москвы Дмитрия Онтоева.
Эксперты отметили высокий уровень цифровизации в медицине: в столице к единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) как ключевому компоненту единой цифровой платформы здравоохранения подключены все городские поликлиники и стационары, а также скорая помощь. На базе ЕМИАС созданы десятки цифровых сервисов для врачей и пациентов. В их число вошел первый сервис системы – запись к врачу. Все чаще горожане отдают предпочтение записи на прием именно в онлайн-режиме. К примеру, в 2024 году число онлайн-записей к врачу увеличилось почти на 13% в сравнении с 2023-м. Записаться на прием в поликлиники в онлайн-формате жители могут на порталах mos.ru и emias.info, в мобильных приложениях «ЕМИАС. ИНФО», «Моя Москва» и «Госуслуги Москвы».
В сфере образования столица продолжает показывать высокие результаты благодаря сервисам «Московской электронной школы» («МЭШ»), которые доступны более чем для трех миллионов москвичей: свыше 1,2 млн учащихся, около 1,8 млн родителей и примерно 70 тыс. педагогов. В течение учебного года к электронным сервисам «МЭШ» обращаются в среднем более 4,5 млн раз ежедневно. Развитость цифровой платформы, большой массив данных и развитие технологий позволяют внедрять самые передовые решения. В их числе – сервисы на базе искусственного интеллекта и персональные рекомендации, благодаря которым есть возможность подходить к обучению каждого ребенка индивидуально, учитывая его потребности.
В области строительства эксперты отметили наличие у Москвы регионального стандарта жилого помещения и комфортности проживания. С 2017 года в столице реализуется программа реновации. Более 220 тыс. москвичей переселяются или уже получили новое жилье с готовой отделкой в современных новостройках. С 2020 года на портале mos.ru работает суперсервис «Переезд по программе реновации», который предоставляет москвичам комплекс электронных услуг, инструкций и уведомлений, касающихся переселения по программе реновации. Для москвичей в суперсервисе есть шесть услуг, а одной из самых популярных услуг – «Помощь в переезде» – с начала реализации программы реновации воспользовались более 55 тыс. семей.
Высокую оценку получило и развитие столичной цифровой экосистемы на базе портала мэра и Правительства Москвы. Сегодня на портале mos.ru жителям доступно более 450 электронных услуг и сервисов. Всего к электронным услугам и сервисам mos.ru жители столицы обратились более 5,1 млрд раз. Эксперты также отметили и рост молодой аудитории среди пользователей портала: число горожан в возрасте от 14 до 18 лет, имеющих подтвержденную учетную запись на mos.ru, за год увеличилось на 14%.
Специалисты высоко оценили достижения Москвы в транспортной сфере, в частности наличие утвержденного проекта развития объектов электрозарядной инфраструктуры для электротранспорта. К 2030 году в столице установят до 35 тыс. зарядных станций. Сейчас в Москве насчитывается уже более 17 тыс. электромобилей, в разных округах и районах города располагается свыше 3 тыс. зарядных станций.
Отмечается, что высокую оценку получила карта москвича, которая уже более 20 лет помогает жителям получать социально значимые услуги, льготный проезд, скидки на товары и услуги партнеров программы лояльности, а также пользоваться инфраструктурой города. С 2022 года услуга по оформлению карты москвича переведена в электронный вид: подать заявление на получение карты можно онлайн на портале mos.ru. Ежемесячно от жителей поступает около 80 тыс. заявлений. Держатели карты москвича могут пользоваться онлайн-сервисами, с помощью которых в любое время можно получить информацию о статусе действующей карты или проверить, когда она будет готова к получению. А задать любые вопросы о карте можно по телефону горячей линии: +7 495 539-55-55 (голосовой помощник работает круглосуточно) и в официальных группах «Карта москвича (социальная)» в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Получить карту москвича могут пенсионеры, школьники, студенты, члены многодетных семей и другие льготные категории горожан. На сегодняшний день держателями карты являются около 5 млн человек.
Как указано, занять первое место в рейтинге Москве также помог высокий уровень сервиса горячей линии единого диспетчерского центра. С 2016 года операторы линии приняли свыше 77 млн звонков. Специалисты контакт-центра оформляют заявки горожан более чем по 300 типам различных неисправностей в квартире, подъезде и на придомовой территории. До 50% поступающих на горячую линию звонков самостоятельно обрабатывает голосовой помощник на основе искусственного интеллекта.