Столичному такси 21 июня исполнилось 100 лет – 21 июня 1925 года на линию вышли первые государственные таксомоторы, сообщила пресс-служба Музея транспорта Москвы.
«В этом году Музей транспорта Москвы завершил реставрацию двух автомобилей такси: ГАЗ-М20А «Победа» и ГАЗ-М21Т. Оба таксомотора стали одними из самых узнаваемых автомобилей своего времени. По задаче мэра Москвы Сергея Собянина продолжаем масштабную программу по реставрации исторической техники и сохранению транспортного наследия столицы», – цитирует пресс-служба заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова.
Помимо автомобилей такси в коллекции Музея транспорта Москвы представлены форма и знаки отличия, памятки и инструкции водителей такси, указатели стоянки такси, салонные информационные таблички, книги с воспоминаниями водителей столичной службы. Кроме того, музей собирает видеоархив с интервью ветеранов транспортной отрасли, в том числе и таксомоторного движения.
«Мы регулярно устраиваем встречи с ветеранами транспортной отрасли, записываем с ними видеоинтервью, собираем их воспоминания по крупицам. Также мы работаем с архивами и записками очевидцев. Для Музея транспорта Москвы сохранение транспортной истории города – одна из важнейших задач. Внутри собрания музея особое место занимает линейка автомобилей такси, которая демонстрируют историю развития этого вида городского транспорта на протяжении 100 лет», – отметила директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Согласно архивным данным, первый таксомотор появился в Москве в 1907 году – об этом 5 октября вышла заметка в газете «Голос Москвы». Неизвестный шофер повесил на свой автомобиль плакат: «Извозчик. Такса по соглашению» и стал первым столичным таксистом. Однако только 100 лет назад такси стало регулярным городским транспортом: 21 июня 1925 года Московский городской совет выпустил на линию первые 15 автомобилей Renault , которые были закуплены во Франции. Часть машин распределялись по специально обозначенным стоянкам-биржам, другие ждали вызова из гаража по телефону.
Изначально все автомобили такси были черного цвета – так красили практически все выпускаемые машины. В середине 1930-х годов в такси появились ЗИС-101, которые для отличия от представительских машин красили в синий, голубой и желтый. Каждую новую для таксопарков модель красили в новый цвет или их сочетание. Так появились «Победы» со светлым верхом и серым низом, «Волги» с крышами, окрашенными в яркий красно-оранжевый, а затем в таксопарки поступили ГАЗ-24, окрашенные в салатовый цвет. Привычный желтый цвет машины такси получили только 1990 годы, тогда на улицах появились желтые «Волги» и «Москвичи».