Оценка за поведение, особенно низкая, и субъективность критериев могут подорвать самооценку подростка. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Мария Одинцова.
«Ключевой фактор – ранимость и импульсивность подростков из-за гормональных изменений. Оценка поведения может восприниматься как ярлык, подрывающий уверенность в себе. Вместо мотивации к исправлению она способна вызвать протест и чувство несправедливости. Главная проблема – субъективность. Важно показывать, что правила едины для всех (включая педагогов)», – сказала Одинцова.
Психолог также отметила, что негативная оценка поведения может закрепить у подростка ощущение, что он «плохой», что, в свою очередь, может привести к еще большим протестам или апатии.
«Для эффективной и справедливой оценки требуется осознанный, гибкий и вдумчивый подход. Должно быть четкое понимание критериев оценки и умение отделять личные симпатии/антипатии от реальных поступков подростка», – пояснила кандидат наук.
Кроме того, она добавила, что для педагога важно учитывать возрастные особенности подростков, а также различать систематические нарушения правил и разовые срывы. Кроме того, по словам психолога, необходимо использовать конструктивную критику и предлагать альтернативы наказанию.
«Если учитель требует уважения, но сам ведет себя агрессивно или несправедливо, – система оценок теряет смысл. Важно показывать, что правила едины для всех, в том числе для педагогов. Главный индикатор – готовность преподавателя понимать подростков, анализировать, а не осуждать, помогать, а не карать», – заключила психолог.