Пока кавказцы уезжают на окраины, китайцы завоевывают центр. Где обедает сегодняшняя Москва и кто будет кормить ее в ближайшем будущем

Moslenta 2 часов назад 62
Preview

Небольшие кафе и дорогие рестораны, сетевые заведения и маленькие бары — все это неотъемлемая часть столичной жизни. И здесь есть свои тренды, которые мы иногда не замечаем. Что модно есть сейчас, а что ушло в прошлое, какие заведения подходят для окраин, а какие — только для центра, и кто завоевывает московский общепит — об этом и многом другом «Мосленте» рассказала Мария Тюменева, основатель и управляющий партнер коммуникационного агентства «Аппетитный Маркетинг», автор и ведущая программы «Есть где есть» радиостанции «Серебряный дождь». Ниже — ее монолог.

Про «старые дорогие» районы

Давайте разделим все спальные районы на две условные категории: новые, где раньше было что-то другое, а сейчас стоят современные новостройки, и старые. Старые придется тоже разделить на «старые дешевые» и «старые дорогие».

«Старые дешевые» — это районы на самой окраине Москвы, рядом с пересадочными узлами в другие города, с не лучшей экологией, работающими заводами и промзонами. «Старые дорогие» — это давно сформировавшиеся районы, где раньше селилась интеллигенция, с большими парковыми зонами, ближе к центру. Большая их часть сосредоточена на западе и северо-западе города, но есть и исключения.

Фото: Pablo Merchan Montes / Unsplash

«Старые дорогие» районы наиболее трансформировались за последние годы. От повсеместных кур-гриль и кавказских ресторанчиков, которые были по всей Москве в нулевых, они доросли до штучных и сетевых вполне себе ресторанов. Зачастую это обусловлено тем, что на их территориях стоят большие торговые центры. В «старых дорогих» можно запросто найти не только вездесущие, в хорошем смысле, «Шоколадницы», но и модные кофейни, концептуальные рестораны, бистро и проекты больших сетевых игроков.

В таких спальных районах в ресторан чаще всего ходят не просто пообедать, а с кем-то встретиться и что-либо отметить. Большинство из них ориентировано на доставку. Поэтому там все так же превалируют пиццерии, фастфуд, суши (уже меньше), итальянские и кавказские заведения.

Про «старые дешевые» районы

«Старые дешевые» имеют свою специфику. Там больше заведений типа чайханы, многие кавказские и среднеазиатские рестораны «старой закалки» переместились туда. В их число можно также записать рестораны с большими банкетными залами, в которых гуляют свадьбы и празднуют юбилеи.

Время от времени можно увидеть рюмочные, особенно недалеко от промзон, но их почти повсеместно заменили магазины типа «Красного и Белого»

Популярны заведения с выпечкой, большим спросом пользуется кулинария в супермаркетах. Происходит это из-за того, что вокруг мало сетевых кафе, а цены в таких кулинариях доступные. Например, пиццу в Spar и прочую их еду действительно активно едят в зонах со столами. Организовать нечто подобное стремятся сейчас многие сети, поэтому в «старых дешевых» районах можно наблюдать развитие кафе с посадкой при многих супермаркетах — это кафе «Пятерочки», «Ашана», «Перекрестка».

В этих районах никуда не делись и точки с шаурмой и тандыром, некоторые их них — круглосуточные. Временами можно встретить и палатки с курицами-гриль, и точки с дешевыми суши уровня Sushi Wok.

Фото: Belkin Alexey / News.ru / Globallookpress.com

У нас в агентстве был случай, когда одну из точек сети «Вареничная» открыли в районе, где был в основном арендованный массив недорогого жилья. Там снимали квартиры люди из ближайших к нам мусульманских стран. При подборе площадки этот фактор собственники не учли, и, когда мы начали заниматься запуском проекта, выяснилось, что там просто нет людей, которые едят свинину и употребляют алкоголь. Точку пришлось закрыть уже через месяц.

Про новые районы

В «новых» районах ситуация похожа на «старые дорогие», только в них нет исторических мест. Их площади захватывают сетевые проекты типа «Шоколадницы», «Зотман-пиццы», «Братьев Караваевых» и прочий современный общепит.

В этих районах наиболее распространены кофейни — часто не сетевые, а открытые местными жителями. Так как в подобных районах значительная часть жильцов — молодые люди, они используют эти места для удаленной работы и встреч. В этих районах бывают уникальные яркие проекты по типу известного Lark café или «Corner café» от японского шефа Кобаяши Кацухико.

«Место номер один, куда девушку можно было сводить». Какой была легендарная советская «Шоколадница» у парка Горького

Но в них также сильна выпечка — «Буханка» или «Печорин» есть практически в каждом современном ЖК, а в некоторых их по несколько точек. Вообще, это новый тренд, и интересных, концептуальных проектов в современных ЖК мы будем видеть все больше. Все делается ради экосистемы, чтобы жильцам не приходилось выезжать, чтобы любой сервис был под рукой.

Про ушедшую моду

Сейчас в целом по Москве уже не найдешь куриц-гриль. Это, кажется, навсегда кануло в лету.

Хот-доги — в первую очередь «Стардогс», в свое время почти вытеснившие из Москвы чебуреки, сейчас можно встретить крайне редко. То же самое можно сказать и про сэндвичные «Subway»

Тележки с мороженым, которое окунают в шоколад, — тоже теперь редкий гость во всех районах города. Замороженный йогурт еще местами держится, но явно это его предсмертные конвульсии.

Фото: Александр Сухов / РИА Новости

Сильно сократилось количество суши-проектов дешевого уровня. Они одно время перенасытили рынок. Кажется, в Москве стали понимать, что такие продукты надо есть в местах классом повыше.

Пончики, некогда очень популярные, сейчас остались, но занимают более узкую нишу.

Кроме того, в Москве появилось огромное количество греческих и средиземноморских ресторанов, последние пару лет — просто бум. Предполагаю, что рынок уже наполнен, и этот тренд будет затихать.

Про новые тренды

В первую очередь, конечно, Москву завоевывает боба-ти (также бабл-ти, или бабл-чай, — чайный напиток, состоящий из чая, молока или фруктового сока, с добавлением шариков из тапиоки, кусочков желе и желейных шариков с начинкой из сока, — прим. «Мосленты»). Эти маленькие лотки растут как на дрожжах.

«Даже в 90-х тут ни стрельбы, ни поножовщины не было». Как чебуречная «Дружба» стала настоящей столичной легендой, ни разу не закрывшись за 44 года

В целом в столичном общепите не оставляет своих позиций Азия. Бум по Вьетнаму отгремел, но ему на смену пришли корейская и не слишком аутентичная китайская кухни. Пока они только набирают обороты, да и вьетнамцы еще не сильно замедлились.

В спальных районах появляется много выпечки, причем разной — на разный вкус и кошелек. В более близких к центру открываются кулинарии по типу «Караваевых» и «Брусники». Плюс все больший кусок забирают сети розничной торговли — ретейл. Если на предыдущем этапе крупные супермаркеты обзаводились своими «ресторанными коллекциями», то теперь еще и начинают запускать свои кафе.

Фото: Андрей Бресонов / Коммерсантъ

Про дешевые пабы, которые не прижились

Все просто — у нас нет культуры сидеть в пабах, как это принято, к примеру, в Британии. Рядовой человек не понимает, зачем ему идти после работы, чтобы выпить рядом с неизвестными ему людьми, когда он может гораздо дешевле купить тот же алкоголь в магазине и выпить его дома. Часто в той же Великобритании местный паб — это место спонтанной встречи друзей и соседей, которые просто шли по делам и зашли выпить пива. У нас пойти в бар или паб — это сродни пойти в ресторан. Это событие, о котором ты договариваешься с друзьями заранее, на которое отводится время.

«Чтобы выиграть суд, просила Путина меня удочерить». Хозяйка легендарного столичного кафе — о 30 годах в бизнесе, людях и 90-х

Так что интересные, красивые и дорогие бары в районах с большим количеством заведений у нас чувствуют себя хорошо. И в то же время история с пабами совсем не работает в спальных районах, потому что то же пиво в магазине на углу будет все равно дешевле. Но зато дома ты сможешь включить музыку, передачу или фильм, который тебе нравится, и насладиться любимым спиртным в компании близких людей.

Читать продолжение в источнике: Moslenta
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'