Опрос медиахолдинга Rambler&Co и Okko, в котором приняли участие более 130 тысяч пользователей, показал: большинство россиян считают 90-е трудным и противоречивым временем. 78 процентов респондентов заявили: возвращаться в 90-е не стоит. Лишь 22 процентов признались, что хотели бы окунуться в ту атмосферу хотя бы ненадолго. Исследование приурочено к выходу второй главы масштабной криминальной саги Юрия Быкова «Лихие», которую можно посмотреть в Okko.
Главные ассоциации россиян с десятилетием: дефицит и бедность (41 процент), а также криминал (40 процентов). Лишь 14 процентов респондентов увидели в 90-х «перемены и новые возможности», а 5 процентов назвали их периодом расцвета музыки, кино и моды.
Две трети россиян (67 процентов) признаются: скучать по этому времени не приходится. Только 14 процентов считают 90-е «эпохой свободы и возможностей». 16 процентов признаются, что испытывают по ним ностальгию, а 3 процента их не застали.
Россияне признаются, что в 90-е прежде всего не хватало уверенности в завтрашнем дне (35 процентов) и порядка и закона (32 процента). 17 процентов говорили о нехватке стабильности и безопасности, а 16 процентов — о дефиците денег и работы.
Отвечая на вопрос о том, кто преуспевал в 90-е больше других, большинство указали на бандитов и криминал (58 процентов). 30 процентов выделили политиков и чиновников, лишь 7 процентов — предпринимателей и только 5 процентов — «обычных людей, сумевших подстроиться».
Оценки деятельности тех, кто зарабатывал в 90-е нелегально, оказались неоднозначными: 45 процентов относятся с пониманием, считая, что «времена были такие». 27 процентов прямо осуждают, называя преступлением. Для 25 процентов это прошлое, не вызывающее эмоций, а 3 процента романтизируют, видя в таких людях «героев эпохи».
Наиболее популярные фильмы и сериалы того времени среди россиян — криминальные драмы, такие как «Брат» и «Бандитский Петербург» (44 процента). На втором месте комедии («Особенности национальной охоты», «Маски-шоу») — 31 процент. Еще 16 процентов чаще вспоминают зарубежные боевики вроде «Терминатора 2» и «Воздушной тюрьмы». И 9 процентов назвали любимыми детские и подростковые передачи — от «Джунгли зовут» до «Утиных историй».
Главными саундтреками десятилетия стали поп-музыка («Ласковый май») — 35 процентов и зарубежные хиты (34 процента). На русский рок («Кино», Nautilus Pompilius) приходится 30 процентов слушателей, а рэп и хип-хоп того времени практически не нашли отклика (1 процент).
Для большинства опрошенных образ «лихих 90-х» — вынужденный способ выживания, об этом заявили 68 процентов респондентов. 17 процентов считают 90-е символом беспринципной жестокости, а для 15 процентов «лихие 90-е» связаны с романтикой бунта и свободой. Самыми узнаваемыми атрибутами 90-х оказались рынки и челноки (60 процентов), на втором месте — малиновые пиджаки и золото (24 процента), далее — кассетники и VHS (10 процентов) и, наконец, жвачка Turbo и приставка Dendy (6 процентов).
Вторая часть масштабной криминальной саги Юрия Быкова стала прямым продолжением первой главы, но при этом в новых сериях значительно расширяется география повествования ― «Лихие» едут в Москву. По словам создателей сериала, в новых эпизодах зрителей ждет захватывающая драма и сильные женские линии, но при этом сама история будет максимально насыщена экшеном.