Для миллионов россиян автомобиль — не только средство передвижения, но и источник личного комфорта и удовольствия. Медиахолдинг Rambler&Co, экосистема Сбера для автолюбителей и каршеринг Ситидрайв (входит в экосистему Сбера для автолюбителей) провели совместное исследование, чтобы узнать, какую роль во взаимодействии с авто играют положительные эмоции и удовольствие, а какие факторы превращают вождение в рутину. В опросе приняли участие свыше 56 000 автолюбителей со всей России.
Для подавляющего большинства респондентов поездка за рулем связана с позитивными эмоциями: 26 процентов получают удовольствие от вождения, еще столько же (26 процентов) ценят ощущение свободы. 18 процентов утверждают, что за рулем им в целом комфортно, пусть иногда поездки и превращаются в рутину. Еще для 18 процентов ощущения зависят от цели и маршрута, и только 12 процентов испытывают от поездок за рулем стресс и усталость.
По мнению автолюбителей, по-настоящему приятным вождение делает возможность путешествовать туда, куда без автомобиля добраться сложно или вовсе невозможно (25 процентов). Также большой вклад в удовольствие от вождения вносят красивые пейзажи и архитектура рядом с дорогой (17 процентов), чувство контроля и динамика движения (16 процентов), комфорт и тишина в салоне (14 процентов). Еще 11 процентов любят поездки с близкими, а 9 процентов особенно ценят использование современных технологий в автомобиле. Интересно, что 8 процентов респондентов больше всего удовольствия получают от звука и мощности двигателя.
В то же время есть и причины, которые могут мешать наслаждаться поездками. Главные «враги удовольствия» — это пробки (28 процентов) и некачественные дороги (26 процентов). Агрессивные водители портят впечатление от поездки почти четверти (24 процента) участникам опроса. Заметно меньше респондентов (8 процентов) жалуются на расходы на топливо и обслуживание, 7 процентов — на состояние имеющейся у них машины, а 5 процентов — на постоянную рутину, связанную с владением авто. Отсутствие продвинутых технологий в автомобиле мешает получать удовольствие от вождения только два процента опрошенных.
Что больше влияет на удовольствие от вождения – мощность авто или его эстетичный внешний вид? Для 36 процентов опрошенных важны оба параметра. Только экстерьер авто важен для 12 процентов респондентов, при этом мощность машины не играет для них заметной роли, а для 4 процентов все наоборот — важна мощность, автоэстетика не принципиальна. 21 процент вовсе не придают значения ни экстерьеру авто, ни характеристикам двигателя при оценке своего удовольствия от вождения. А еще 27 процентов считают, что хотя мощность и эстетика важны, но все же главное — комфорт и экономичность.
У множества автолюбителей есть свои маленькие, но важные источники радости – те самые моменты, за которые вождение и любят. Прежде всего это поездки с семьей или друзьями (23 процента) и автопутешествия в дальние края (22 процента). По-настоящему медитативное завершение дня в любимом авто по пути домой после работы (17 процентов) тоже оказалось в топе у опрошенных. Для 14 процентов вождение приносит максимальное удовольствие как способ остаться наедине с собой, а 12 процентов особенно наслаждаются поездкой по трассе на высокой скорости (конечно же, в рамках ПДД). Есть и чуть менее распространенные, но очень человеческие радости: возможность подпевать любимым песням (8 процентов), перекус в пробке (2 процента), поездка на каршеринге как небольшое приключение (один процент) или возможность совместить дорогу с рабочим звонком, находясь вне офиса (один процент).
Несмотря на заботы, связанные с владением авто, 58 процентов считают, что это не портит им впечатления от поездок. 26 процентов признают, что рутина в рамках обслуживания авто и ухода за ним – не самая приятная часть взаимодействия с машиной, но плюсы все же перевешивают. Для 11 процентов хлопоты накладывают заметный отпечаток на впечатления. А 5 процентов и вовсе предпочитают минимизировать любые заботы, пользуясь каршерингом.
Результаты количественного исследования подтверждают качественные данные Сбера, полученные в результате десятков глубинных интервью с автолюбителями о мотивации к покупке и аренде авто. Создавая экосистему для автолюбителей, специалисты компании изучали, какие факторы оказывают основное влияние на принятие решений. Оказалось, что удовольствие от вождения – один из трех ключевых мотиваторов наряду с безопасностью и экономичностью по сравнению с другими средствами передвижения или с полным отказом от их использования.