Аналитики медиахолдинга Rambler&Co спросили у российских интернет-пользователей, соблюдают ли они Великий пост, и с чем это связано.
Согласно результатам исследования, 16 процентов респондентов соблюдают пост полностью, 4 процента из них попробуют впервые выдержать строгий вариант, а 16 процентов отказываются только от некоторых продуктов. 31 процент участников опроса планируют ограничить себя в чем-нибудь, но постом такие аскезы не называют. 37 процентов заявили, что ни в чем себе не отказывают.
Среди тех, кто не соблюдает пост, 50 процентов просто не хотят этого делать. Еще 29 процентов не делают этого из-за религиозных противоречий, а 12 процентов ссылаются на образ жизни, который не позволяет придерживаться ограничений. Оставшиеся 8 процентов указали на ограничения по здоровью, а 1% признались, что у них был негативный опыт. Сложнее всего во время поста исключить мясо и мясные продукты — об этом заявили 31 процент опрошенных, которые соблюдают традицию. Еще 25 процентов с трудом обходятся без молочных продуктов, а 15% не могут устоять перед сладостями и десертами. Алкоголь оказался проблемой лишь для 9% респондентов, а каждому пятому (20%) легко дается отказ от любой пищи.
Большинство соблюдающих пост (42 процента) делают это из религиозных убеждений. Еще 34 процента видят в посте возможность улучшить здоровье или очистить организм, а 17 процентов хотят проверить себя. Оставшиеся 7 процентов поддерживают семейную традицию.
Справляются с искушениями во время поста все по-разному. 30 процентов респондентов вспоминают прошлый опыт и учатся на ошибках. Еще четверть (25 процентов) изучают новые рецепты вкусных постных блюд, чтобы отвлечься, а 24 процента договариваются с собой о небольших послаблениях взамен. Оставшиеся 21 процент постараются просто не думать о запрещенных продуктах.
41 процент заявил, что пост никак не влияет на их самочувствие. При этом для 32 процента участников опроса — это время, когда они чувствуют себя легче и бодрее. Однако 20 процентов признались, что, напротив, испытывают усталость или раздражение, а 7 процентам сложнее сосредоточиться на работе.
Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 27 февраля по 6 марта 2025 года, охват составил 431 012 интернет-пользователей.