Центру перспективных разработок Московского транспорта исполнился год. Об этом мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем личном блоге.
«Внедрение современных технологий в транспортной сфере – одна из ключевых задач Стратегии развития Москвы. Для того, чтобы новинки как можно быстрее проходили путь от идеи до внедрения в повседневную практику, в конце прошлого мая мы открыли Центр перспективных разработок Московского транспорта. Центр стал единой площадкой, на которой сосредоточены подразделения Московского транспорта, отвечающие за разработку, тестирование и внедрение инновационных решений. Он объединяет большую команду инженеров, программистов, аналитиков данных и экспертов в области городского транспорта. Многие сотрудники имеют опыт работы в ведущих российских и зарубежных ИТ-компаниях», – рассказал мэр.
Он отметил, что специалистами Центра ведется разработка интеллектуальных систем для управления транспортом, цифровых сервисов, мобильных приложений, тестирование и настройка турникетов, валидаторов, автоматов по продаже билетов и многое другое. Среди приоритетных направлений – разработка и тестирование беспилотного транспорта. В этой сфере успешно развивается проект первого в России беспилотного трамвая. Модель 71-911ЕМ «Львенок-Москва» уже преодолела более 5 тыс. км, а осенью в районе Строгино начнется регулярное движение с пассажирами по маршруту.
Мэр добавил, что планируется к 2030 году охватить беспилотными технологиями большую часть трамвайной сети. Параллельно в столичном метро идет подготовка к запуску беспилотного поезда на Большой кольцевой линии. Для начала – в ночное время и без пассажиров. В этом году начнут тестировать систему на современном поезде серии «Москва». Искусственный интеллект обеспечит разгон, торможение, а также открытие и закрытие дверей. Во время испытаний в кабине будет находиться машинист для контроля работы системы и обеспечения безопасности. К концу 2026 года планируется подготовить рабочий образец поезда, способного курсировать в беспилотном режиме с учетом интервалов московского метро – 90 секунд в наиболее актуальные часы на основных линиях. Состав также будет ходить под контролем машиниста.
Для реализации проекта на БКЛ развернут технологическую сеть 5G, которая обеспечит сверхбыструю и надёжную связь для взаимодействия поезда и с остальной инфраструктурой движения. С началом летней навигации начали тестировать первый безэкипажный катер с беспилотным управлением. Он был разработан для нужд Главного управления на транспорте МВД России, и со временем станет универсальным помощником транспортной полиции. С его помощью полиция сможет мониторить акваторию, контролировать нарушения, проводить гидрографические исследования. Катер оснащен камерами, лидарами и современными навигационными системами, а его движением управляет искусственный интеллект.
Собянин уточнил, что немаловажным направлением работы Центра перспективных разработок является создание и внедрение современных платежных решений для пассажиров. Здесь функционирует первая в России лаборатория билетных систем. Среди значимых продуктов лаборатории – внедрение функции активации онлайн-пополнения карт «Тройка» и карт москвича на турникетах метро и МЦК, а также на валидаторах трамваев. Раньше пассажирам после онлайн-пополнения приходилось прикладывать карту к желтым терминалам на станциях метро. Теперь билет записывается автоматически при стандартной оплате проезда на турникете или валидаторе трамвая. Это экономит до 20 минут в месяц для каждого пассажира, который удаленно покупает билеты.
Лаборатория также участвовала в разработке и тестировании виртуальной карты «Тройка», позволяющей оплачивать проезд смартфоном любого производителя. С ее помощью проезд в городском транспорте Москвы пассажиры оплатили почти 6 млн раз. Сейчас столичные специалисты тестируют автоматическую активацию онлайн-пополнения карт «Тройка» и карт москвича на валидаторах автобусов и электробусов. В 2025 году благодаря разработкам Центра во флагманском транспортном приложении «Метро Москвы» появятся новые функции. Пользователи получат возможность строить маршруты с учетом средств индивидуальной мобильности. Велосипеды можно будет взять в аренду, не выходя из приложения.
Кроме того, приложение, которым ежемесячно пользуются более 2,5 млн человек, получит обновленный дизайн – более стильный и интуитивно понятный. К слову, Центр перспективных разработок Московского транспорта стал и интересной точкой притяжения и настоящим украшением района Кунцево. В ходе реконструкции здесь полностью обновили инженерные системы, заменили кровлю, железобетонные перекрытия, провели внутреннюю отделку и перепланировку, обновили фасад.
Мэр пояснил, что за год с небольшим в атриуме Центра прошло больше 30 лекций, на которых побывали свыше 1,2 тыс. человек. Наиболее востребованными оказались познавательные встречи на тему создания навигации, развития пассажирских сервисов, а также истории транспорта столицы. В стенах лектория посетителям рассказывали и о проектах самого Центра: оборудовании беспилотного трамвая и принципах его работы, а также информационных сервисах метрополитена.
Благодаря созданию Центра перспективных разработок удалось существенно ускорить модернизацию транспортной инфраструктуры Москвы и повысить качество транспортных услуг для жителей города.