Департамент информационных технологий Москвы подвел итоги тестирования Telegram-бота «Стопфейк», созданного в рамках онлайн-проекта «Перезвони сам», и выяснил, что с середины января 2025 года горожане направили боту более 6 тыс. запросов. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила пресс-служба ведомства.
«Искусственный интеллект лучше всего обучается на реальных запросах пользователей: именно поэтому мы пригласили всех заинтересованных горожан принять участие в тестировании Telegram-бота «Стопфейк» и прислать ему сообщения, полученные в разных форматах. С середины января жители направили ему более 6 тыс. запросов. Большую часть обращений (58%) составили текстовые сообщения, полученные в мессенджерах, SMS и на электронную почту. Еще 31% – это скриншоты переписок, а оставшиеся 11% – это аудиосообщения. Мы благодарим всех пользователей за участие в тестировании сервиса», – приводятся в сообщении слова руководителя проекта «Перезвони сам» Валентины Шилиной.
Она уточнила, что в настоящее время разработчики анализируют результаты работы бота и на основе полученной информации улучшают его. Благодаря активности жителей «Стопфейк» сможет распознавать еще больше мошеннических схем и будет работать точнее.
Отмечается, что сам бот при этом продолжает работать: воспользоваться его консультацией по-прежнему может любой желающий. Бесплатный сервис анализирует различные типы сообщений на наличие признаков обмана. «Стопфейк» создан с применением технологий искусственного интеллекта, включая большую языковую модель и технологии оптического распознавания текста и анализа речи.
В пресс-службе пояснили, что сервис распознает несколько типов информации. В текстовых сообщениях бот анализирует наличие эмоционального давления, манипуляций срочностью, запросов на перевод денег и сбор личных данных, ссылок на подозрительные сайты. По итогам проверки он сообщает, насколько велик риск мошенничества и на какие сигналы стоит обратить внимание.
При обработке скриншотов сервис сначала переводит изображение в текст, а после анализирует содержание. При обработке аудиофайлов бот имеет две функции. Первая позволяет оценить вероятность мошенничества на основе смысла послания, а вторая – проверять на наличие признаков синтезированной речи.
«Сегодня мошенники научились применять высокие технологии для создания дипфейков – сообщений, в которых генерируется голос отправителя. По итогам тестирования почти в 13% присланных аудиосообщений бот находил существенные признаки дипфейка», – подчеркнули в ДИТ.
В ведомстве напомнили, что бот не может гарантировать защиту от мошенничества, а лишь анализирует сообщения и указывает на возможные риски.