Говорят, что в Европе для того чтобы просто встать на кассу в «Макдоналдсе», нужно пройти обучение. Прямо настоящее. Прямо за партами. Прямо с тетрадками и ручками. Ну и практика какая-никакая присутствует, прежде чем новобранца допустят до настоящих клиентов. Трудоустройство же в алкогольный отдел одного из российских сетевых магазинов происходило молниеносно, в чем и убедилась наш корреспондент. Став продавщицей, она узнала, как работается ее коллегам и какие опасности и сюрпризы их ждут. Об этом и многом другом читайте в материале «Мосленты».
Шок и трепет
Сегодня ты еще соискатель, заполняющий скудную анкетку, а послезавтра ты — вжух! — и стоишь в полной выкладке за прилавком, созерцая кассовый аппарат и окружающий тебя алкомир. Обучение уложилось в короткую лекцию о том, какой у нас клевый магазин, замечательные напитки и все остальное и как мы должны быть нежны с покупателями.
Все это еще не было сюрпризом. Сюрпризы начались, когда появилась управляющая магазином Лена (имена всех героев изменены – прим. ред) и рассказала, что и как.
Первый заключался в том, что я как стажер работаю пока в «щадящем» режиме — по 12 часов 2/2. Сказать, что это было легким шоком, — ничего не сказать
Поделилась своей болью с коллегой Олей, ставшей в первый рабочий день моей наставницей. И не нашла понимания.
– Я 5/2 работаю, — фыркнула Оля, ловко карабкаясь по стремянке к верхним полкам магазина с охапкой бутылок, сравнимой с ней по весу. Стремянка немилосердно вибрировала. — С 8 утра до 11 вечера. Тут у всех почти такой график, — уточнила она с высоты метров четырех.
Это был второй сюрприз. Подозревая, что передо мной Супермен в хрупком девичьем обличии, я все-таки выразила обеспокоенность за судьбу верхолазки, ловко закидывающей свой груз на верхнюю полку.
– Как вы на это взбираетесь? Мне, например, даже думать об этом страшно.
– А я вообще не люблю думать, — раскрыла профессиональный секрет Ольга.
Очень удобно!
Немного осмыслив происходящее, я все-таки решила обсудить условия труда с начальством.
– Лена, вы помните, были такие Клара Цеткин и Роза Люксембург, — начала я немного издалека. — С ними можно спорить по ряду вопросов, но вот восьмичасовой рабочий день, за который они боролись, это, на мой взгляд, святое…
Управляющая Лена посмотрела на меня сложносочиненным взглядом — похоже, у нее вопросов ко мне возникло гораздо больше и самого широкого спектра. От «а разве так бывает?» до «детка, ты что, больная?»
Впрочем, в этом месте никто не слышал не только про Розу и Клару. Не слышали про нормальную раздевалку и комнату отдыха
Не слышали про кулер с водой для сотрудников. Про стиралку для униформы тоже не слышали. И даже, простите за подробность, про держатель для туалетной бумаги.
Однажды утром, придя на работу, я застала одного из наших грузчиков спящим на… полу. Парень раздербанил несколько коробок из-под «Просекко» и приспособил их в качестве подстилки. Кажется, даже у обитателей самого скромного собачьего приюта дела идут получше, даже в отсутствии дорогих вин. Что характерно, в шоке от происходящего пребывала, похоже, только я.
Объективности ради, еще при трудоустройстве нам всем пообещали компенсировать расходы на питание. Но немного необычным способом — начислением местных накопительных баллов. При пересчете на фиатную валюту это оказалось примерно 100 рублями, чего не хватало даже на стаканчик кофе. Так что питались мои коллеги не отходя от прилавка и за свой счет.
Гениальная бизнес-модель, не правда ли, уважаемые работодатели? Очень удобно: и пашут от зари и до зари, и корм себе здесь же приобретают.
Откуда у вас такие картинки?
Очень скоро я научилась всползать вверх по стремянке с непринужденной грацией среброспинного самца гориллы и освоила адское на вид кассовое приспособление — оно оказалось не сложнее MS-DOSа. Потянулись трудовые будни, после которых болело все, особенно ноги — они буквально отваливались.
По данным Росалкогольтабакконтроля, среднестатистический россиянин в год выпивает 106 бутылок пива, 11 бутылок водки, 6 бутылок вина и 4 — коньяка. Но то ли наш магазин нагло ломал всю эту статистику, то ли к нам ходили какие-то неправильные россияне.
Водку они покупали довольно редко как импортную, так и отечественную, и мы каждое утро ломали голову, куда поместить очередную партию последней — полок откровенно не хватало, а местные алкаши явно не справлялись с потоком
В конце концов мы просто перестали ее распаковывать и складировали прямо в коробках в углу.
Пиво брали в основном несколько постоянных покупателей — мы для них специально держали их любимые банки и баклажки в холодильнике. А вот отгрузить гражданам вина тысяч на 20-30-40 при медианной стоимости бутылки в 1,5 тысячи было обычным делом. Да и коньяк неплохо разлетался. За не очень дорогим, но очень приятным напитком этого вида из ЮАР, например, регулярно являлась целая бригада сотрудников «Мосводоканала». Хочется верить, что после смены. Так что непонятно, откуда у ведомства такая картинка.
Предъявите ваш аусвайс
В те дни на Охотном ряду бурно обсуждалась идея продажи алкоголя через «Госуслуги». Если кто пропустил, напомню: депутат от ЛДПР Андрей Свинцов придумал продавать спиртное только тем, у кого есть специальная разрешающая отметка, полученная на этом сервисе.
Мы с моим любимым напарником Саней по этому поводу тут же придумали небольшой, но очень прибыльный бизнес. Благо, наша лавочка была оборудована уютным внутренним двориком, идеальным для начинающих бутлегеров.
Депутат Свинцов, видимо, преследовал иные цели — от ограничения продаж несовершеннолетним до массовой регистрации населения на «Госуслугах». Но вообще к нему возник ряд вопросов. Например, почему бы ему не заняться условиями труда в ретейле и не предпринять соответствующие меры, чтобы люди не торчали по 15 часов на работе, зачастую даже без возможности присесть?
Детский сад
Дети были главной страшилкой у нас, «алкоголиков». Кто не в курсе, алкоголь лицам, не достигшим 18 лет, продавать строго запрещено. Мало того, это чревато такими штрафами, что взамен не жаль расколотить ящик какого-нибудь шардоне. У торговой точки могут отобрать алколицензию, которую чрезвычайно трудно вернуть. Поэтому не проходило дня, чтобы кто-нибудь из коллег не рассказывал жуткую историю о том, как к нему пришел за бухлом малолетка.
«Парение и возлияния лучше разделить». Что можно делать с друзьями в бане, а что нельзя, и когда париться лучше всего«Тут периодически активизируются разные общественники и подсылают подростков специально, — рассказал как-то Саня. — Их могут загримировать специально, бороду приклеить — хрен отличишь. Поэтому паспорт у всех спрашивай, кто на ветерана Бородино не похож. Зря смеешься, у нас из-за этих ряженых месяц назад чуть два магазина не закрыли».
С моей точки зрения, использовать таким образом детей — откровенное свинство. Но тем не менее, граждане, ходите за винишком с паспортом. И за пивом тоже. И, если что, не обижайтесь
«И если служебное удостоверение показывают — это не катит, не продавай, — продолжил инструктаж Саня. — К нам тут, кстати, одно время приходили какие-то ФСБшники, размахивали удостоверениями, угрожать пытались, но мы их в итоге перевоспитывали. Так что требуй паспорт, права или военник».
С тех пор я мечтала, чтобы пришел кто-нибудь с удостоверением... да вот хоть президента. Но это так и осталось мечтой.
Что до покупателей, то почти все относились к просьбам предъявить документ с пониманием. Совсем молодые ребята часто даже сами его демонстрировали. А дамы постарше радовались внезапному комплименту. Исключением стали два китайца, которых очень возмутила просьба Show me your passports, please (покажите мне ваши паспорта, пожалуйста — прим. ред). Однако фраза I'm sorry, but it's the law (извините, но таков закон — прим. ред.) возымела волшебное действие. Хочется выразить благодарность председателю Си — удивительно дисциплинированных граждан воспитал. И по-английски говорящих к тому же.
Большой брат и жулики
Хотя, как уже упоминалось выше, никто в магазине не знал о деталях революционной борьбы в начале прошлого века, руководство совершенно точно было уверено, что мы живем при коммунизме. Ибо никаких даже намеков на охрану в самом уязвимом в плане воровства алкоотделе не было.
В прошлом году был случай, — вспоминает моя коллега Анна. — У меня на кассе куча народу. Заходят два мужика, каждый хватает по вискарю тысяч по 10, и оба тупо убегают. Ну да, полицию вызвали, записи с камер они посмотрели, кражу оформили — и все. Никто этих мужиков даже и не пытался искать.
Это при том, что камер в магазине висело больше, чем в СИЗО. Обойти всю лавочку по периметру можно было примерно за минуту медленным шагом. И ее украшал десяток камер
«А это не от жуликов, это чтобы за нами следить, — мрачно пояснил Саня. — Вот чтобы ты, не дай бог, в телефоне не зависала, например».
От воров коллеги придумали свою сигнализацию: разложили рублевые монеты на пробки самых ценных экземпляров алкоголя. Помогало или нет, осталось неясным, но рубли граждане иногда подтыривали — их время от времени приходилось обновлять.
Домой!
Самый ад начался под Новый год. Коллег буквально мобилизовали — многие вкалывали по неделе вообще без выходных. Хотя не сказать что в этом была острая необходимость. Продажи наши, если верить показателям кассового монстра, по сравнению с прошлым годом снизились весьма существенно. Напарник Саня после этой вахты выглядел так, будто его переехал карьерный самосвал.
«Я ночью вчера несколько раз просыпался от судорог», – поделился он.
Ну а меня к тому моменту моя каторга окончательно достала, и я решила увольняться. Как выяснилось, эта славная идея пришла в голову не только мне. В главном офисе, где осуществлялся этот ритуал, собралось человек 40
«Я два месяца проработал и решил, что с меня хватит, — поделился мой сосед по очереди Артур. — Мало того что практически живу в магазине. На меня тут нападение было, с газовым баллончиком, я потом в больнице лежал. Так вот, на мужика, который в меня из баллончика брызгал, дело завели. А мне это вообще никак не компенсировали».
«Забегаловка, каких сейчас уже нет». Почему появились, как работали и куда исчезли знаменитые московские рюмочныеРасчетом, как и многие в очереди, Артур остался недоволен. Я же с диким наслаждением выбросила в большой черный мешок свою униформу.
Да, магазины в Москве сулят весьма неплохие зарплаты и при этом зачастую даже не врут, но взамен они буквально забирают целиком вашу жизнь. Подумайте, стоит ли она этих денег, прежде чем трудоустраиваться.