Чтобы запретить фильм через суд, зачастую необходимо провести специальную экспертизу. Об этом Агентству городских новостей «Москва» рассказал директор Института информационной и медиабезопасности Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА) Владимир Никишин, комментируя новость о штрафе за публикацию комикса «Девушка замужем за змеем» за пропаганду нетрадиционных отношений.
«Для правовой оценки контента решающее значение имеет не сам факт присутствия в сюжете мифологических или фантастических персонажей, а конкретный способ подачи отношений – особенно наличие сексуализированного контента, направленного на формирование определенных установок у аудитории. В рассматриваемом деле комикс содержал откровенную пропаганду зоофилии. Классические сказки и мультфильмы, в которых отношения носят платонический, семейный или аллегорический характер и лишены прямой сексуализации, не подпадают под запрет – их смысловой посыл принципиально иной. Полный запрет для всех возрастов применяется только к материалам, содержащим прямую пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений. А обычная демонстрация нетрадиционных сексуальных отношений запрещена только среди детей. При этом для установления наличия или отсутствия признаков пропаганды суд, как правило, назначает лингвистическую или комплексную психолого-лингвистическую экспертизу», – сказал Никишин.
Юрист отметил, что, хотя назначение экспертизы не является обязательным, а заключение эксперта не имеет заранее установленной силы и исследуется наравне с иными доказательствами – по подобным правонарушениям суд, как правило, все-таки назначает лингвистическую или комплексную психолого-лингвистическую экспертизу, так как основывает свое решение на данных экспертом выводах.
«Критически важную роль в этом процессе играет лингвистическая (психолого-лингвистическая) экспертиза. Эксперты анализируют представленные материалы на предмет наличия в них признаков пропаганды, оценивая, направлен ли контент на формирование у аудитории определенных установок. Судья, принимая окончательное решение, оценивает всю совокупность доказательств и определяет, имеется ли состав административного правонарушения», – пояснил Никишин.
Он подчеркнул, что информация с признаками пропаганды может быть заблокирована и внесудебно – по решению Роскомнадзора.
«Ведомство руководствуется критериями, утвержденными приказом: это, в частности, формирование искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений, оправдание смены пола или отказа от деторождения, систематическое распространение материалов с неэпизодическим изображением таких отношений, а также обоснование их преимущества над традиционными. Наличие хотя бы одного из этих признаков может стать основанием для блокировки», – заключил юрист.