В субботу, 16 ноября не стало актрисы, которую называли русской Мерлин Монро, Светланы Светличной. Ей было 84 года. Остановилось сердце. Светличная первой показала эротику на большом советском экране — ее образ из «Бриллиантовой руки» Леонида Гайдая сделал актрису секс-символом эпохи. Она работала с классиками кинематографа, снималась в картинах «Мне двадцать лет», «Неподсуден», «Стряпуха», «Им покоряется небо» и других. «Мослента» вспоминает, что рассказывала актриса в разные годы нашему обозревателю Антону Залесскому. Ниже — монолог Светланы Светличной.
Про стремление стать актрисой
Еще в школе я знала, что буду актрисой. В Мелитополе я ходила в театральный кружок во Дворце пионеров. У нас был удивительный педагог, которая привила любовь к кино, театру, литературе.
Я поступила во ВГИК, на экспериментальный актерско-режиссерский курс. Никогда не считала себя красавицей, а в юности и вовсе думала, что страшненькая. У меня не было ярких черт лица, стати, высокого роста, как у других актрис. Зато было огромное желание сниматься в кино и выступать на сцене.
Про первый гонорар и любовь к себе
Первую роль сыграла в фильме Михаила Калика «Колыбельная». Снимали картину в солнечной Молдавии. На первый гонорар купила маме подарок — жилет из кролика. Еще купила подарки родственникам, соседям. Хотела, чтобы в моем родном городе Мелитополе увидели меня в кино и сказали: «Это же наша Светка!». И чтобы мама за меня порадовалась.
Еще мне хотелось быть похожей на Любовь Орлову. А вот сейчас на вопрос: «Кто ваши кумиры?» — отвечаю: «Мне больше всех нравится Светлана Светличная». Да, мне нравится, какая я сейчас — и внешне, и внутренне, и в мыслях, и в чувствах, и в словах, и в действиях. В моей душе нет морщин. Все морщины только на лице, но это не страшно.
Про любимую роль и женщинах-режиссерах
Самая любимая роль — Габи в фильме «Семнадцать мгновений весны». Габи — это я. Даже хотела взять двойное имя Светлана-Габи.
Штирлиц полюбил Габи, и она его полюбила, но они были вынуждены скрывать свои чувства даже от себя. Разведчикам нельзя разводиться, а Штирлиц был женат.
Татьяна Лиознова преподавала у нас на курсе во ВГИКе, делала с нами отрывки и заметила меня. Она была жестким человеком. С мужским характером. Обожала Вячеслава Тихонова. Долго искала актрису на Габи и остановила свой выбор на мне. Считала, что я достойна Вячеслава Тихонова.
Через много лет я еще раз снялась у женщины-режиссера — у Ренаты Литвиновой в фильме «Богиня». Но если у нас с Ренатой есть нечто общее, то с Татьяной Лиозновой абсолютно ничего. Знаю, что и Лиознова, и Литвинова остались довольны моей игрой, а это главное.
«Я никакой не секс-символ. Я просто Ален Делон». Что говорил знаменитый французский актер о Москве, звездах кино и собакахВо ВГИКе мой мастер Михаил Ромм ставил меня в пример другим. Он говорил: «Смотрите, как играет Светличная, и учитесь у нее». Наш курс был экспериментальный, актерско-режиссерский. Я училась вместе с Андреем Кончаловским.
Про свое время и лучшего человека
Сейчас мир стал таким неуютным, что даже страшно. Мы жили в счастливое время и были добрыми людьми. И к любви мы относились трепетно. Умели дружить, любить, веселиться…
Наблюдаю за современной молодежью, и так жаль их. Обделенные люди. Казалось бы, у них все есть, но при этом самого главного нет. Им не дано так чувствовать, как чувствовали мы.
Обо мне часто говорили, что будто бы я попала не в свое время. Полная ерунда. Да, я далека от типажа советской девушки, социальной героини и поэтому не сыграла так много ролей, как могла бы сыграть. Все равно наше время — мое время хотя бы потому, что я встретилась с самым лучшим на свете человеком — Володей Ивашовым. Других времен мне не надо. Загадала, чтобы в каждом воплощении, во всех временах встречать Володю и любить его. После его ухода я до конца осознала, как сильно его любила и как мне не его не хватает.
Жизнь уготовила мне много испытаний, через которые я должна была пройти. Каждое поколение проходит свои круги ада.
Про признание в любви
До сих пор помню первый поцелуй Володи Ивашова. Как его губы коснулись моих. Умру с памятью о первом поцелуе Володи.
«Фрейлина мне ближе, чем прекрасная няня». Что говорила Анастасия Заворотнюк о своих учителях, любимом муже и съемках в киноМы поженились студентами. Володя сказал: «Света, мне, кажется, я тебя люблю». А я обиделась и переспросила: «Что значит, кажется?» Ответил: «Ну, кажется». Теперь я понимаю, что стояло за этим «кажется». Скромность и застенчивость. По-настоящему Ивашов ни разу не признался мне в любви. Но и без слов я знала, что он любит меня, и будет всегда любить только меня. И мы всегда с ним будем вместе. Мы — одно целое.
Про секрет молодости, пост и внучку
Я всегда следила за собой — сидела на диетах, не пила, не курила. Раньше постилась, была моржихой, плавала, бегала босиком по снегу… В последние годы перестала себя истязать. Уже даже не пощусь.
Мне кажется, что важнее быть отзывчивым, добрым во время поста, но нормальным по духу. Видела много людей, которые постятся, и становятся злыми. Другое дело, что у меня свои возможности, а у кого-то возможности пошире. Но я не страдаю из-за того, что не могу отдохнуть, скажем, в Майями или на Гавайях.
У меня есть желание хорошо выглядеть, и я умею себя настраивать на это. Знаю, что интересна молодежи — и лицом, и мыслями, и шапочками, и стилем. Это очень важно — общаться с молодежью, и находить с нею общий язык. Быть молодой мне помогает моя внучка. Мы с ней нарядами обмениваемся.
«Боюсь, до легенды не дотянуть». Что говорил Александр Ширвиндт об известных друзьях, любимой жене и рыбалкеМеня же до сих пор меряют по «Бриллиантовой руке», и я, признаюсь, подыгрывала этому образу соблазнительной красотки из фильма Леонида Гайдая.
Про соблазнительницу и развратницу
У меня нет случайных ролей в кино. Главные роли играть легче, чем эпизоды. Режиссер больше внимания уделяет главной героине, репетирует с ней, тогда как эпизод актриса готовит сама.
Гайдай был добр и нежен со мной. У нас похожее чувство юмора. Хотя роль Анны сделала меня своей заложницей. Все видели меня как соблазнительницу, развратницу.
Про съемки у иностранцев
Я могла бы сыграть главную роль причем у самого Висконти. Великий режиссер хотел меня снимать в своем фильме, но мне об этом рассказали только десять лет назад. Висконти говорил, что хотел снимать Светлану Светличную в интервью итальянской газете, и мне показали это интервью.
Он увидел меня на международном кинофестивале. Я часто представляла наше кино за границей. Мы с Володей Ивашовым очень много ездили на фестивали. Я умела одеваться, у меня были хорошие манеры, и нас брали в делегации. Все-таки я сыграла у знаменитого иностранца одну из ролей в его фильме. Йос Стеллинг, конечно, не Лукино Висконти, но очень хороший, титулованный режиссер.
В фильме Стеллинга «Девушка и смерть» впервые в жизни я была очень уверена в себе. Мне было так приятно, когда после всех съемок, мастер Стеллинг подошел ко мне и обнял, и тогда я поняла, что он доволен мной. Наверняка, я была не единственной претенденткой на эту роль. Но поскольку я точно знала, что смогу ее сыграть, что это мое, то очень старалась, чтобы ее получить, и чтобы понравиться Стеллингу.
Про Москву
Я — дочь военного, жила во многих городах. Удивительно, но меня помнили во всех школах, где я училась, а их было много. И только в Москве я обрела свой настоящий дом. Мои странствия закончились.
В столице я поменяла несколько квартир. Сначала мы с Володей жили в центре, потом переехали в новый район, потом я еще раз переехала, но город не меняла. Мой любимый район — ВГИК, Мосфильмовская… Места, где я стала актрисой, где встретила Володю, где увидела первый рассвет после бессонной ночи.