Раскоксовка двигателя — звучит как спасение для уставшего мотора. Без разбора, шустро и вроде бы эффективно. Но насколько безопасна эта процедура на самом деле? Эксперты предупреждают: за обещанной экономией топлива и улучшением компрессии могут скрываться серьёзные риски.
Один из специалистов, Вадим Стрельбицкий, директор департамента механического ремонта "Авилон Kia", рассказал "Газете.Ru" о четырёх главных минусах раскоксовки. По его словам, этот процесс часто воспринимается автовладельцами как универсальное решение, но при неправильном подходе он может нанести больше вреда, чем пользы.
Первое, о чём стоит помнить: любое воздействие на двигатель — это вмешательство в сложную систему. При неграмотно выполненной раскоксовке легко повредить уплотнители, защитные покрытия поршней и даже вызвать появление микротрещин. Если нагар уже вызвал износ или деформации деталей, очистка не устранит первопричину — капитального ремонта всё равно не избежать.
"Неправильное выполнение процедуры может привести к повреждению деталей двигателя, включая уплотнительные элементы и защитные покрытия поршней. Важно понимать, что, если нагар уже вызвал серьезные механические повреждения, раскоксовка лишь отсрочит необходимость капремонта", — Вадим Стрельбицкий.
Не менее важный фактор — вероятность засорения системы смазки. Отслоившийся нагар может попасть в масляные каналы, нарушая нормальную циркуляцию масла. Это в свою очередь ведёт к перегреву, быстрому износу и даже заклиниванию отдельных узлов двигателя. Учитывая, насколько чувствителен мотор к качеству смазки, такая ситуация может закончиться фатально.
Даже при грамотном подходе процедура занимает время. Машину приходится останавливать — иногда на часы, а в случае осложнений и дольше. После раскоксовки могут возникнуть трудности с запуском двигателя, особенно если использовались агрессивные химические составы. Это неудобно как для частных автовладельцев, так и для корпоративных автопарков.
"На время проведения процедуры автомобиль выводится из эксплуатации, а при нарушении технологии возможны трудности с последующим запуском двигателя", — уточнил представитель "Авилона".
Если мотор давно нуждается в ремонте, нагар проник глубоко и механические повреждения уже налицо, раскоксовка не решит проблему. Более того, агрессивное воздействие на изношенные детали может только усугубить ситуацию — например, вызвать облом уплотнителей или нарушение герметичности камер.
Тем не менее, процедура может быть полезной в тех случаях, когда мотор ещё в относительно хорошем состоянии. Очистка поршневых колец и камеры сгорания действительно способна улучшить компрессию, снизить расход топлива и масла, вернуть былую тягу. Это особенно актуально для автомобилей с большим пробегом, но ещё не достигших предела ресурса.
Согласно исследованию Американской автомобильной ассоциации (AAA), регулярное удаление отложений в камере сгорания может улучшить топливную экономичность на 2-4%, а также удлинить срок службы свечей зажигания. Однако в США такие процедуры, как правило, выполняются с учётом истории автомобиля и по результатам диагностики, а не как универсальное решение.