МВД возбудило дело о пропавших на Украине вагонах

Источник: РБК | Дата: 6 дней назад

В январе 2025 года следователи МВД возбудили уголовное дело по статье об отмывании или легализации денежных средств и иного имущества, приобретенного в итоге совершения преступления (ч. 4 ст. 174.1 УК).

Дело было возбуждено в отношении неустановленных лиц после того, как в феврале 2022 года Украина «завладела» находившимися на ее территории грузовыми вагонами российских и белорусских собственников, вагоны до сих пор находятся на территории Украины. Об этом РБК рассказал источник, знакомый с материалами дела, информацию удостоверил другой такой же источник.

Максимальное наказание за это преступление предполагает лишение свободы на срок до семи лет.

РБК направил запрос в МВД.

Представители нескольких компаний-операторов рассказали РБК, что Украина «завладела» более чем 17 тыс. грузовых вагонов различных типов стоимостью более $1,1 млрд. Вагоны были арестованы Шевченковским районным судом Киева по ходатайству следователей в границах возбужденного в апреле 2022 года украинской стороной уголовного дела об уклонении от уплаты налогов. Фигурантами этого разбирательства стали около 200 российских и белорусских компаний.

На территории Украины вагоны российских компаний находились с декабря 2021 года по 23 февраля 2022 года. В них перевозили грузы железнодорожных перевозчиков — РЖД, ГП «Белорусская железная дорога» и латвийской LDZ Cargo. До 2022 года движение по пространству 1520 (ширина колеи, расположенной на территории РФ и стран СНГ. — РБК) было «совершенно прозрачным», часть вагонов оказалась на территории Украины, отметил Михаил Бурмистров, гендиректор «INFOLine-Аналитики».

Арестован подвижной состав был по делу о неуплате налогов с 2020 по 2022 год, хотя в тот период между странами действовало соглашение об избежании двойного налогообложения. В случае если между странами действует такое соглашение, компании платят налоги единожды, как правило, по месту регистрации, рассказал РБК судебный эксперт группы Veta Александр Терентьев. Он добавил, что законность обвинений в неуплате налогов в период действия соглашения об избежании двойного налогообложения вызывает вопросы.

После ареста вагоны передали на хранение государственным железным дорогам Украины (АО «Укрзализныця») как вещественное доказательство с правом коммерческого использования и с правом «пользования, владения и распоряжения доходами», полученными от эксплуатации вагонов.

По информации источников РБК, среди собственников 17 тыс. вагонов, оставленных на Украине, крупнейшие российские операторы. Среди них — Первая грузовая компания, «Русагротранс», «Транслес», ГТЛК, «Газпромтранс», Национальная транспортная компания, «Модум-Транс», «Атлант», «Уголь-Транс», Railgo, «Новотранс», «Трансфин-М», «Железнодорожные активы», «Спецэнерготранс», «Балтонэксим Лизинг Сз», «Транспортные технологии», «Новейшая транспортная логистика», «Пурпетрубопроводстрой», ТГК и СВК. РБК направил запросы в пресс-службы этих компаний.

Дело об отмывании денежных средств, связанное с арестом вагонов, не единственное в РФ. В полиции было возбуждено еще несколько уголовных дел по статье «Кража» (ст. 158 УК), в ходе разбирательства которых было установлено, что вагоны используются для военных нужд Украины. Потерпевшими по этим делам признаны несколько российских компаний.

Так, например, ГТЛК была признана потерпевшей стороной «в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения вагонного парка на территории Украины по 378 вагонам», рассказали РБК в пресс-службе компании. Там также рассказали, что «на сегодняшний день на территории Украины похищено 673 вагона». Компания оценивает причиненный ей ущерб в 1,4 млрд руб. «ГТЛК направила заявление по факту хищения на территории Украины еще 295 вагонов. Документ находится на рассмотрении в ЛУ (линейном управлении) МВД РФ на станции Москва-Ярославская, решение о возбуждении уголовного дела пока не принято», — отметил представитель компании.

«Фактически ключевая проблема заключается в том, что сегодня до сих пор компании, у которых вагоны остались на Украине, не получили никакой компенсации. Возможно, уголовное дело является элементом для того, чтобы дать российским игрокам получить эту компенсацию», — сказал Бурмистров.

Глава юридической компании AVG Legal адвокат Алексей Гавришев согласен, что возбуждение уголовных дел может быть связано со страховым возмещением. «Если вагоны застрахованы и страховым случаем является утрата вагонов в итоге преступления, то это может быть способом получения возмещения», — отметил Гавришев.

В ноябре 2022 года Союз операторов железнодорожного транспорта обратился в Минтранс с просьбой подготовить проект постановления о компенсации собственникам вагонов убытков, понесенных в итоге частичной утраты парка на Украине и в Финляндии. По оценкам союза, за рубежом на тот момент было задержано около 16 тыс. единиц подвижного состава (тогда это более 1% от общероссийского парка), на тот момент компенсация за их удерживание оценивалась в 32 млрд руб.

РБК направил запрос представителю Союза операторов железнодорожного транспорта.

Источник: РБК