Он заслужил этот фильм, конечно. Впрочем, что значит заслужил? Это вообще был скромнейший человек, простой. Но гений футбола, да.
А наши спортивные фильмы — отдельная песня. Можно даже сказать, что делаются они по определенному лекалу, кальке, однажды найденной и довольно успешной. Детство, откуда все начиналось. Первый тренер, который поставил на ноги, дал определенные ориентиры по жизни. Потом человека заметили, вот он уже в основном составе великой команды, но совсем еще юнец. В связи с этим проблемы, само собой, ведь надо утверждаться. Взаимоотношения с новым коучем, уже очень знаменитым; здесь целая психология. Любовь, понятно, тоже начало, потом как это все развивалось. Свадьба, друзья по команде уже как свидетели. Ну а в конце финал-апофеоз: матч века, самая главная игра, в которой и блистает наш герой. И вот эти поединки у нас научились показывать великолепно, просто блестяще. Можно сказать, что они и вытягивают подобные фильмы.
Мы помним «Легенду №17» и ту самую знаменитую победу над канадцами в Монреале 7:3, которую в кино показали в режиме реального времени. И «Движение вверх», финал мюнхенской Олимпиады-72 с Америкой, те самые 3 секунды. Были еще фильмы, посвященные Эдуарду Стрельцову, Льву Яшину, лучшим из лучших. И вот Федор Черенков.
Сначала о минусах. Они в такой ситуации всегда есть и будут, ничего нового. Причем нестыковки эти совершенно незначительные, тем более тебе скажут: а мы снимаем художественное кино, творим, понимаешь, это совсем не документалка. Имеем право. Но я все-таки как болельщик с 50-летним стажем скажу. Когда «Спартак» в 1976 году вылетел в первую лигу, его возглавил Константин Бесков (о его роли в фильме чуть позже). И вот там показано, как команда едет на электричке в Тарасовку, на свою базу, футболисты смачно играют в карты, не просто так, а на интерес. После построение на базе, и Бесков так внушительно: «Черенков, Бубнов, Дасаев, Гаврилов, Зелепукин, что вы себе там позволяете?» Нет, конечно, Бесков был крут, но вот неточности: Бубнов пришел в «Спартак» только в 1983 году, в первой лиге он не играл никогда. А Зелепукин — это, наверное, шутка такая. У красно-белых никогда не было такого игрока, Валерий Зелепукин — хоккеист «Химика», потом ЦСКА и сборной, играл в НХЛ. Наверное, фамилия такая авторам фильма понравилась, и все тут. Еще там в конце, когда идет главный матч сезона-87 «Динамо» (Киев) — «Спартак», объявляют: «Юрий Гаврилов, №7». Справка: Гаврилов всю жизнь играл под девятым номером. Там же, в этой игре, Черенкова опекает киевлянин Михайличенко. И вот этот Леша Михайличенко, по жизни здоровенный лось, там, в фильме,...