Мировая тенденция перехода к электромобилям привела к значительному увеличению спроса на литий, критически важному элементу для производства современных аккумуляторов. Легкие и мощные литий-ионные батареи стали ключевым фактором развития электрического транспорта, что спровоцировало рост нужды в этом металле на 30% всего за последние 2 года.
Эта ситуация заставляет правительства и компании анализировать достаточность глобальных запасов лития и искать новейшие источники.
Ученые из Калифорнийского университета в Дэвисе провели исследование, чтобы выяснить, как освоение новейших месторождений и переработка отслуживших батарей могут удовлетворить растущий спрос.
Эксперты подчеркивают, что предыдущие прогнозы часто были упрощены, так как они лишь сравнивали доступные запасы с будущими потребностями. В то же время разработка новейших литиевых рудников требует значительных финансовых вложений, достигающих миллиардов долларов, Она занимает от 10 до 15 лет. Вместе с тем на процесс разработки могут повлиять жесткие экологические нормы или протесты местного населения.
Основная проблема заключается не в общем объеме лития на планете, а в скорости его добычи. Любые сбои в цепочках поставок могут существенно замедлить переход на электромобили. В итоге этого автомобили с двигателями внутреннего сгорания продолжат оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В подлинное время литий добывается из трех основных источников: подземных рассолов, горных пород (например, в Австралии) и глинистых отложений, обнаруженных в США. Четвертый, пока более затратный, но многообещающий источник – это переработка старых аккумуляторов.
Согласно исследованию, обнародованному в Nature Sustainability, при сохранении высоких темпов спроса к 2050 году может потребоваться открытие до 85 новейших рудников. Однако активное внедрение технологий переработки и работа над уменьшением размеров аккумуляторов позволит снизить это число до 15.
Ученые подчеркивают, что переработка играет ключевую роль, так как даже небольшая доля вторсырья в производстве способна значительно уменьшить необходимость в освоении новейших шахт. Ориентировочным временем для значительных изменений в данной ситуации назван 2035 год.
Помимо переработки, снизить нужда в литии могут и другие меры, включая введение более эффективных стандартов для электромобилей и развитие широкой сети зарядных станций, что позволит водителям не беспокоиться о риске разрядки аккумулятора в пути. Представленная модель позволяет более точно оценить риски дефицита и предоставляет инструменты для планирования инвестиций как бизнесу, так и государствам.
Однако исследование не учитывает возможные технологические прорывы, такие как создание аккумуляторов без использования лития, например, на основе натрия, что могло бы кардинально изменить текущие прогнозы.
Ранее сообщалось, что швейцарские ученые объяснили необычное поведение земной мантии.
Также стало известно, что ученые отыскали новейшую планету, пригодную для жизни. Подробнее в материале Общественной службы новостей.
Кроме того, недавно отмечалось, как правильно утилизировать старые автомобильные аккумуляторы.