Назад, но не для всех: кто из западных компаний сможет вернуться в Россию

Источник: MK.RU (Новостной портал) | Дата: 3 часов назад

Возвращение иностранных брендов в РФ становится одной из горячих тем экономической повестки. Президент В. В. Путин поручил правительству разработать механизмы для возвращения ушедших компаний, но на новейших условиях. Теперь бизнесу придется доказать свою добросовестность, а также смириться с тем, что многие ниши уже заняты российскими и азиатскими игроками. Кто из западных компаний все же сможет вернуться и насколько это выгодно – разбирался «МК».

Согласно опросу онлайн-платформы Webbankir, больше всего граждане РФ ждут IKEA (42,3%), а также Samsung, Adidas, Apple и Nike. Важно отметить, что Visa и Mastercard не вошли в число самых ожидаемых брендов – вероятно, из-за адаптации к альтернативным платежным системам и снижения числа поездок за границу.

Аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова считает, что граждане РФ скучают по западным брендам из-за их уникальности и сильного маркетинга, но возвращение компаний возможно только после хотя бы частичной отмены санкций. «При этом компании могут столкнуться с жесткими условиями, например, требованием уплаты налогов за весь период отсутствия», – отмечает эксперт.

Эксперты также указывают, что уровень конкуренции на российском рынке значительно изменился. Российские производители, поддерживаемые государственными программами и инвестициями, заняли многие ниши, освободившиеся после ухода западных компаний. В ряде отраслей отечественные бренды, а также компании из дружественных стран уже закрепились и наращивают свое присутствие.

Кому будет проще вернуться, а кто опоздал

Некоторые компании уже прощаются с надеждой вернуться. Например, заводы, магазины и активы, проданные западными корпорациями, отныне принадлежат российским и китайским владельцам. В сфере одежды и обуви возвращение H&M и Zara будет сложным – их место заняли российские и турецкие производители, а покупателей уже приучили к новым брендам.

Однако в сфере технологий и бытовой техники шанс еще есть. Samsung и Apple по-прежнему остаются желанными брендами для россиян, а значит, могут найти способ вернуться, например, через совместные предприятия, как предложил глава РФПИ Кирилл Дмитриев. Для авиастроения ситуация сложнее: Boeing потерял российский рынок, и маловероятно, что сможет вернуться в обозримом будущем.

Автомобильный рынок также сильно изменился: китайские автопроизводители шустро заменили западные марки, предложив конкурентные модели. Для таких компаний, как Volkswagen или Toyota, вернуться будет непросто, ведь отныне рынок диктуют новейшие условия, а потребители постепенно привыкают к альтернативным брендам.

Новейшие правила игры для западного бизнеса

Теперь иностранные компании должны будут учитывать российские реалии. Одним из возможных путей возвращения может стать создание совместных предприятий с российскими партнерами. Такой формат позволит минимизировать по...