Что общего между авиацией времён СССР и будущим российского автопрома? Ответ — институт главных конструкторов. В РФ решили вернуться к практике, некогда доказавшей свою эффективность в оборонной и аэрокосмической промышленности: ключевые технические решения будут определяться не чиновниками, а профессионалами с глубоким инженерным бэкграундом.
На стратегической сессии, посвящённой развитию автомобильной отрасли, премьер-министр Михаил Мишустин озвучил инициативу, которая может стать поворотной точкой для всей индустрии. Он поручил сформировать в стране институт главных конструкторов автомобилей — профессиональную структуру, которая будет участвовать в выработке технологической политики и определять инженерное направление развития отрасли.
"Михаил Мишустин поручил учесть необходимость установления правовых основ функционирования института главных конструкторов, имея в виду их участие в формировании технологической политики", — рассказала пресс-служба правительства.
Возникновение института главных конструкторов означает, что Российская Федерация делает ставку на профессиональное управление разработками, а не просто на администрирование производства. Это может привести к:
централизации инженерной экспертизы и стандартизации решений;
возврату системы преемственности и накопления технологических знаний;
повышению качества и конкурентоспособности отечественных автомобилей;
появлению единых стратегий для платформенных решений и компонентной базы.
К слову, аналогичная модель уже реализовывалась в советском авиастроении. Там существовали главные конструкторы на уровне КБ (конструкторских бюро), которые не просто проектировали технику, но и определяли вектор научно-технического развития отрасли. Именно благодаря этой системе в СССР были созданы такие выдающиеся образцы, как самолёты Ту-160, МиГ-29 и Ил-76.