Когда в новостях говорят об «умных» городах, отслеживающих пешеходные потоки в реальном времени, за цифровыми баннерами остаются незамеченными обычные бетонные ступени — непреодолимый барьер для миллионов людей с инвалидностью. Немецкие законы декларируют равенство, но реальность упорно молчит.
Согласно новому докладу Института прав человека (DIMR), лишь 40% крупных городов системно занимаются устранением барьеров, причем в 60% случаев люди с инвалидностью даже не привлекаются к обсуждениям, как следует из данных dpa. Почему после ратификации Конвенции ООН муниципалитеты продолжают буксовать? И где обещанные пандусы вместо политических деклараций?
Юридический гром, а на улицах — тишина
Подписав в 2009 году Конвенцию ООН о правах инвалидов, Германия взяла на себя обязательства по устранению не только архитектурных, но и ментальных барьеров. Документ требует учитывать доступность при проектировании школ, общественных пространств, цифровых сервисов и жилья, согласно отчету DIMR. Однако обследование 619 муниципалитетов обнаружило тревожный разрыв между планами и реальностью: лишь 252 администрации разработали конкретные программы, остальные ссылаются на «отсутствие финансирования».
Агентство dpa ссылается на мнение профессора Альбрехта Рорманна из Зигенского университета, утверждающего, что предпринимаемых мер «катастрофически мало».
Деньги есть, воли нет
Экономическая логика очевидна: пандус дешевле судебного иска за дискриминацию. Однако политическая воля отсутствует. Проблема остается «невидимой» для большинства избирателей, а значит — не влияет на результаты выборов. В итоге чиновники ограничиваются косметическими изменениями: «бюджетный ремонт» тротуаров оставляет 14–сантиметровые бордюры, делая их непроходимыми для колясок.
Между тем, доступного жилья, школ и госучреждений критически не хватает, а службы мобильной помощи работают лишь точечно, как следует из анализа dpa.
Когда инклюзия становится реальностью?
Профессор Рорманн выделяет ключевые условия успеха:
- Выделение отдельного бюджета и персонала для проектов доступности;
- Обязательное участие людей с инвалидностью на всех этапах планирования;
- Интеграция принципов безбарьерности «с первого чертежа» — будь то здание, транспорт или цифровая платформа.
«Многие муниципалитеты сознательно затягивают решения, ссылаясь на бюджетные ограничения», — цитирует исследователя dpa.
Скандинавский урок: инклюзия как инвестиция
Опыт Осло доказывает: безбарьерная среда экономически выгодна. Благодаря системным изменениям более 50% людей с инвалидностью трудоустроены (данные Минтруда Норвегии); расходы на соцподдержку сокращаются ежегодно.
Город инвестировал в акустические светофоры; тактильные навигационные карты; обязательное участие представител...