То, что Российская Федерация и СССР оказали серьёзнейшее влияние на мировую культуру – даже не вопрос. Достаточно вспомнить, например, нашумевший в середине прошлого десятилетия фильм «Выживший» с Ди Каприо в главной роли. Алехандро Гонсалес Иньярриту, режиссёр картины «о Диком Западе», не скрывал, что вдохновлялся при создании... «Андреем Рублёвым» Тарковского.
4 апреля Андрею Арсеньевичу исполнилось бы 93 года. Он прожил всего лишь 54. Но и за половину этого срока ему удалось изменить весь мировой кинематограф навсегда.
Родился будущий «кинореволюционер» в 1932 году в селе Завражье (Ивановская область, ныне - Костромская). Вскоре мать, Мария Ивановна, переехала жить в Москву, откуда происходила. В Завражье жили родственники. Потому там небольшой Андрей проводил каждое лето.
Через 3 года Арсений Тарковский, отец Андрея, ушёл из семьи. Это ещё больше привязало Марию Тарковскую и её детей Андрея и Марину к деревне. В довоенные годы там было легче прокормиться.
Арсений Тарковский, кошка и сын Андрей
А вскоре началась война, и тягот в жизни Тарковских только прибавилось. Мать тянула двоих детей одна. Юный Андрюша подвиг матушки запомнил на всю жизнь.
«Всем лучшим, что есть в жизни, я обязан ей», - писал он позже своих дневниках и мемуарах.
Военные и после военные годы выдались особенно лихими. Война не дотянулась ни до Завражья, ни до Малоярославца, где жил дед Андрея по матери Иван Вишняков. Однако лишений хватало.
«Ходили прямо босиком. Летом не носили обуви, её не было. Зимой носил валенки матери. Это даже не бедность была. Нищета!», - так описал Тарковский детство.
В Москве ему довелось учиться в одной школе с будущим певцом шестидесятых – Андреем Вознесенским. Тот был малый не промах.
Жил практически в такой же нищете, впрочем где-то раздобыл оранжевый пиджак с рукавами на вырост и зелёную шляпу. Так Тарковский от друга узнал, что такое стиляжничество. Он и заимствовал манеру у будущего поэта.
Дом деда Тарковского Ивана Вишнякова в Малоярославце
В школе Андрей Тарковский не проявил прилежания ни в социально-гуманитарных, ни в естественных и точных предметах. Его вектор был иным — творческим. Ходил в музшколу по классу фортепиано, учился рисованию.
И всё же он не сразу определился с будущей профессией. Оказался в Московском институте востоковедения, на факультете арабского языка. Переводчиком с восточных языков был его отец, Арсений Тарковский.
Однако сын ужаснулся языку:
«Занятия арабским были невероятно мучительными, лишёнными какого бы то ни было чувства для меня...».
Метания в поисках выбора профессии заводили его далеко. Будущий режиссёр даже побывал год работником в геологической партии на реке Курейке на севере Красноярского края. Но в итоге судьба таки привела ег...