1,5 млрд рублей требуется на музеефикацию уникального волжского судна-беляны, обнаруженного туристами на реке Ветлуга. Об этом сообщил генеральный директор Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника (НГИАМЗ) Юрий Филиппов на пресс-завтраке в Усадьбе Рукавишниковых 1 апреля, передает НИА "Нижний Новгород".
Беляна — это редкий тип деревянного судна, использовавшегося в XVII–XIX веках для сплава леса и других грузов по Волге и ее притокам. Такие баржи строились вручную и проходили до 3,5 тысячи километров за один сезон, после чего их разбирали на дрова и строительные материалы. Именно поэтому считалось, что ни одного экземпляра не сохранилось.
Однако около 350 лет назад одна из белян загорелась и была брошена в воду, где и пролежала до наших дней. В 2015 году туристы заметили торчащие из берега Ветлуги остатки конструкции. В 2016 году под руководством Юрия Филиппова начались экспедиции, подтвердившие археологическую ценность находки. В 2017 году были проведены разведочные раскопки, а в 2018 году — масштабные работы, в результате которых был обнаружен хорошо сохранившийся корпус судна. После окончания сезона конструкцию законсервировали.
Фото с сайта правительства Нижегородской области
На сегодняшний день это единственная в мире сохранившаяся беляна. По словам Филиппова, чтобы ее музеефицировать, нужно провести полные раскопки, аккуратно извлечь судно, перевезти его в Нижний Новгород и построить для него отдельное музейное здание.
"Этот предмет заслуживает отдельного музея", — подчеркнул он.
Судно весит несколько десятков тонн, так как древесина до сих пор остается сырой. Для транспортировки потребуется строительство подъездной дороги. В Нижнем Новгороде, помимо здания, необходимо будет обустроить специальные ванны со специальным раствором — в них беляна будет вымачиваться два года, а затем еще год сушиться.
"Это гигантский объем археологического дерева", — отметил Филиппов.
Однако, по его словам, сейчас не лучшее время для реализации столь затратного проекта.
"Поверьте, сейчас не то время, чтобы в один предмет вкладывать такие огромные средства. Думаю, вернуться к этому вопросу удастся после улучшения международной ситуации", — заключил глава НГИАМЗ.