В Нижегородской области вовсю ведутся испытательные полеты БПЛА. Но на что способны эти «птички», и кто контролируют их полеты? Портал «Живем в Нижнем» пообщался с экспертами и выяснил, как проходит работа с беспилотниками и в каких сферах задействуют дроны.
Что было известно?
В ноябре 2024 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о введении в Нижегородской области экспериментального правового режима (ЭПР) при эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС). Это означало, что в регионе началось внедрение БПЛА в различных отраслях экономики. При этом в области производителям беспилотников снизили налоги, открыли научно-производственный центр БАС.
За три года в регионе проведут около 2,5 тысячи тестовых полетов БПЛА. Среди них будет и испытания автономных (т.е. без участия оператора) дронов – полеты пройдут на территории аэропорта «Кстово-Восточный». 11 ноября 2024 года прошел тестовый запуск беспилотника «Курьер-30» в городской черте Нижнего Новгорода на высоте 150-220 метров по двум маршрутам: 5,5 и 17 километров. А уже в феврале 2025 года БПЛА впервые испытали в роли медицинского курьера: дрон доставил необходимые для исследования материалы из Борской ЦРБ в Нижегородский центр борьбы со СПИД.
Оператором экспериментального правового режима выступает АНО «Горьких Тех». Организация отвечает за обеспечение безопасности полетов и координацию процессов. В тестовых запусках БПЛА участвуют только проверенные подрядчики и прошедшие испытания аэрологистические борта.
«Так, в проекте «Беспилотная аэрологистика биоматериалов» применяется беспилотный комплекс «БАС Курьер-30», разработанный нижегородской компанией ООО «Клеверкоптер». Этот аппарат успешно прошел серию испытаний на специализированных полигонах, оснащен системой многоуровневой безопасности, средствами противодействия радиоэлектронному подавлению (РЭБ), а также автоматизированной системой возврата в точку старта в случае потери связи», – пояснили в АНО «Горький Тех».
Траектории полета беспилотников, которые выполняют функции курьеров, проходят над территориями с минимальной наземной активностью: где нет большого скопления людей, нет оживленных трасс и улиц и т.п. А дальность полетов дронов зависит от их типа и конструктивных характеристик.
«Мультироторные БАС способны преодолевать дистанции до 40 км. В то же время БАС самолетного или вертолетного типа, рассчитанные на дальние полёты, обладают существенно большей автономностью и могут выполнять полеты на расстояния до 500–600 км. Выбор конкретного типа БАС определяется требованиями к конкретным задачам и условиям эксплуатации на маршруте», – рассказали специалисты.
Оценить стоимость одного полета и назвать фиксированную цену сложно: на конечный «ценник» влияет и дальность полета, и тип используемого БПЛА, и масса с характеристиками груза, и число задействованных специалистов, и даже способ выгрузки.
Почему важна скорость?
Если раньше медицинские грузы в регионе доставлялись только по земле, то теперь их можно отправлять с «птичкой». Главное преимущество БПЛА по сравнению с машинами – это скорость. Но к чему такая спешка?
«Срочность доставки биоматериалов обусловлена необходимостью строгого соблюдения температурного режима: биоматериал наземным транспортом доставляется с учетом пробок, поэтому курьеру приходится тщательно следить за показателями температуры. С беспилотниками такой необходимости нет», – сообщил главный врач Нижегородского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Соломон Апоян.
Кроме того, быстрая доставка материалов обеспечит более ско́рый лабораторный анализ и результат, который появится в единой медицинской информационной системе. При этом Соломон Апоян отметил, что в медицине срочная транспортировка требуется не только для биоматериалов, но и для лекарственных средств, и даже для донорских органов.
Что еще будут делать дроны?
Медицинские курьеры – далеко не единственная «профессия» для БПЛА в Нижегородской области. Как отметили в «Горький Тех», на сегодня дроны используются в самых различных областях. К примеру, беспилотники помогают составить высокоточные топографические карты для строительства и инфраструктурных проектов. БПЛА используют и для мониторинга в различных сферах: аппараты следят за состоянием водоемов и посевных участков, за лесными ресурсами и пожароопасной обстановкой, за работой энергетических и коммуникационными сетями и др. Дроны также могут оказывать помощь при поисково-спасательных операциях и охране различных объектов. И, конечно, беспилотники используются активно и в логистике, позволяя быстро доставлять различные грузы.
«В перспективе мы уверены, что возможности гражданской беспилотной авиации практически безграничны. Мы планируем масштабировать существующие сценарии применения и разрабатывать новые, адаптируя БАС под все более разнообразные и сложные задачи», – заявили в «Горький Тех».
Безопасность превыше всего
Конечно, испытательные полеты не будут проводиться без согласования.
«В рамках проекта “Беспилотная аэрологистика биоматериалов” были получены необходимые разрешения от органов местного самоуправления и согласования с авиационными структурами, включая близлежащие аэродромы («Сокол», «Стригино»), региональный центр организации воздушного движения (ОРВД) и центральный ОРВД, в результате чего был установлен временный режим в воздушном пространстве», – пояснили в «Горький Тех».
О планируемых полетах в известность будут ставить УФСБ, УМВД, ГУ МЧС и департамент региональной безопасности. При этом жителей уведомлять о работе БПЛА не будут, поскольку все полеты проводятся на безопасных высотах и не окажут влияния на обычную жизнь нижегородцев. Но в «Горький Тех» уточнили, что решения об информировании населения принимаются в индивидуальном порядке.
Сообщение Охрана и доставка: «Горький Тех» назвал функции БПЛА в Нижегородской области появились сначала на Живем в Нижнем.