
Как демографический спад меняет правила игры
На фоне стремительного падения рождаемости в России специалисты выражают серьезную обеспокоенность: через 15–20 лет пенсионная система может столкнуться с серьезным кризисом. Главный вопрос, который волнует экспертов: кто будет обеспечивать пожилых людей, если количество работающих граждан сократится вдвое?
Временная передышка после пенсионной реформы
После проведения пенсионной реформы 2018 года, когда был повышен возраст выхода на пенсию, нагрузка на государственный бюджет значительно уменьшилась. Количество пенсионеров сократилось, что позволило пенсионной системе временно стабилизироваться. Однако, как отмечает известный демограф Алексей Ракша, этот положительный эффект не будет долгосрочным.
«В ближайшее десятилетие ничего плохого не случится, потому что чисто принудительным порядком число пенсионеров было сильно сокращено поднятием пенсионного возраста. Но процесс старения населения продолжится», – предупреждает эксперт. По его прогнозам, к 2040-2045 годам снова возникнет необходимость повышать возраст выхода на пенсию, иначе система просто не сможет функционировать из-за нехватки средств.
Ракша подчеркивает прямую связь между демографическими показателями и пенсионным возрастом: даже незначительное снижение рождаемости (на 0,1 ребенка на женщину) требует повышения пенсионного возраста примерно на один год. При сохранении тенденции к однодетным семьям выход на пенсию по прежним правилам станет возможным только в 80 лет.
Угроза паритета: один работающий на одного пенсионера
Согласно расчетам депутата Сергея Гаврилова, если текущие демографические тенденции не изменятся, то к 2040 году в России сложится критическая ситуация: на каждого пенсионера будет приходиться всего один работающий гражданин. Такое соотношение ставит под угрозу всю солидарную пенсионную систему, в которой выплаты пенсионерам осуществляются за счет взносов работающего населения.
Даже при условии стопроцентной собираемости налогов и страховых взносов средств может оказаться недостаточно для обеспечения достойного уровня пенсий. Попытки компенсировать возникающий дефицит за счет дополнительных бюджетных трансфертов также не решат проблему, поскольку бюджетные доходы формируются из тех же источников – налогов, уплачиваемых работающими гражданами.
Более того, Гаврилов предупреждает, что увеличение налоговой нагрузки на работающее население может привести к противоположному эффекту – росту теневой занятости и уклонению от уплаты налогов, что только усугубит ситуацию.
Оптимистичные прогнозы: есть ли выход?
Несмотря на тревожные прогнозы, некоторые эксперты сохраняют оптимизм относительно будущего пенсионной системы. Они указывают на то, что не только количество работающих, но и уровень их доходов играет важную роль в формировании пенсионных фондов. При значительном росте заработных плат объем страховых поступлений также увеличится, что может компенсировать сокращение числа плательщиков.
Кроме того, ежегодная индексация пенсий позволяет поддерживать их покупательную способность. В 2025 году, например, пенсии были проиндексированы дважды: в январе на 7,3% и в феврале еще на 2,2%, что в сумме составило 9,5% за год.
Технологический прорыв как спасение пенсионной системы
Некоторые эксперты видят решение проблемы в технологическом развитии и росте производительности труда. По их мнению, современные технологии позволяют одному работнику обеспечивать значительно большее количество людей, чем это было возможно ранее.
Ключевыми факторами для реализации этого сценария являются сохранение производственных цепочек, инвестиции в технологическое развитие и повышение эффективности труда. При таком подходе даже меньшее количество работающих граждан сможет генерировать достаточный объем средств для поддержания пенсионной системы.
Возможные направления реформирования пенсионной системы
Для предотвращения кризиса пенсионной системы эксперты предлагают различные меры:
- Развитие накопительного компонента пенсионной системы, стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан.
- Внедрение семейно-ориентированного подхода, при котором часть налоговых отчислений детей могла бы направляться непосредственно на пенсионное обеспечение их родителей.
- Создание экономических стимулов для более позднего выхода на пенсию, включая существенное увеличение размера пенсии при отсрочке ее оформления.
- Введение демографических бонусов, например, снижение пенсионного возраста для граждан, воспитавших нескольких детей.
Профессора Финансового университета при правительстве Александр Сафонов и Юлия Долженкова в своей монографии предлагают целенаправленно повышать уровень заработной платы работников бюджетной сферы и вовлекать в страховую пенсионную систему новых плательщиков из неформального сектора экономики.
Будущее пенсионной системы России находится на перепутье между демографическим кризисом и надеждой на технологический прорыв. Без своевременных и эффективных реформ система может столкнуться с серьезными трудностями, но при грамотном подходе и инвестициях в повышение производительности труда у нее есть шансы на сохранение устойчивости, пишет источник.