
Эксперты объяснили, зачем это нужно детям и родителям
Искусственный интеллект (ИИ) и современные нейросети стремительно становятся частью реальной жизни, а в образовательном процессе они уже давно не редкость. Сегодня школьники используют нейросети для поиска информации, выполнения домашних заданий, подготовки к экзаменам и даже для того, чтобы разобраться в сложных предметах. Однако вместе с удобством цифровых помощников приходит и новый набор вызовов: как отличить правду от искусно сгенерированной фейковой информации? Как не стать жертвой манипуляций и не позволить алгоритму подменить реальное критическое мышление?
Эти вопросы стали повесткой дня для специалистов Мониторингового центра "Безопасность 2.0" Российского фонда мира. На днях эксперты центра выступили с инициативой внедрить в школьную программу специальный курс, который научит детей не только грамотно, но и безопасно использовать ИИ и нейросети в повседневной жизни. Это предложение уже обсуждается с министерством просвещения, а для родителей и учителей стартует новая эпоха цифрового образования.
Почему нейросети уже невозможно игнорировать
Статистика говорит сама за себя: по данным "Безопасности 2.0", сейчас 64% российской молодежи регулярно прибегают к помощи нейросетей для поиска информации, 23% школьников используют ИИ при подготовке к экзаменам, а 17% — когда сталкиваются с трудными для понимания темами. Применение искусственного интеллекта становится неотъемлемой частью школьной рутины, и этот процесс необратим.
Эксперты не только о возможностях, но и о рисках
В своем официальном письме министру просвещения Сергею Кравцову Елена Сутормина, представитель Российского фонда мира, акцентировала важность нового курса: «Масштаб проникновения нейросетей очевиден, но вместе с ним растут риски — особенно серьезными становятся вопросы дезинформации и манипуляций». Главная угроза, по мнению специалистов, заключается в том, что современные ИИ могут создавать очень реалистичные ложные тексты, изображения или видео. Без специальных знаний дети легко могут принять фейк за правду, а это напрямую влияет на их мировоззрение и безопасность.
Чему будут учить школьников
В основе новой дисциплины лежит формирование у школьников следующих ключевых навыков:
-
Критическая оценка информации, генерируемой ИИ
Дети научатся отличать достоверные данные от потенциальных фейков и научатся проводить проверку фактов. -
Выявление дезинформации и манипулятивных техник
Программа обучит распознавать методы, которыми искусственный интеллект может формировать ложные убеждения. -
Этичное использование нейросетей
Школьников познакомят с правилами ответственного применения цифровых инструментов, научат уважать авторские права и понимать пределы возможностей ИИ. -
Практические навыки работы c современными технологиями ИИ
Дети смогут использовать нейросети для творчества и учебы, а также освоят современные цифровые профессии.
Зачем это все?
Эксперты подчеркивают, что родители должны понимать, что ИИ — это не просто «умный помощник». Он способен формировать информационный фон, влиять на мнения, а иногда и совершать скрытые манипуляции. Поэтому развитие у детей полноценного критического мышления и медиаграмотности становится залогом не только успеха в учебе, но и личной безопасности в интернете.
Кто будет создавать курс и когда его ждать в школах
Российский фонд мира предлагает к разработке программы привлечь ведущих IT-специалистов, педагогов, психологов и экспертов в образовательных технологиях, а также представителей родительских организаций. Такой междисциплинарный подход обеспечит актуальность и практическую пользу нового учебного блока.
Ожидается, что появление такого курса повысит цифровую грамотность школьников, поможет им осмысленно взаимодействовать с новыми технологиями и даст инструменты для безопасной навигации в мире, где ИИ становится всё более важным.
Источник: РИА Новости