Когда летняя жара обрушивается на дороги, опасности подстерегают не только под капотом, но и внутри самого автомобиля. Водитель, попавший в условия экстремальной температуры, может даже не заметить, как теряет контроль — не из-за технической неисправности, а из-за собственного организма.
Жара оказывает влияние на организм не хуже алкоголя. Об этом напоминает врач-кардиолог медицинского центра "Будь Здоров" Иосиф Шубитидзе. По его словам, высокая температура способна заметно притупить внимание и замедлить реакцию водителя, создавая иллюзию усталости и заторможенности.
"В условиях жары снижается концентрация, человек становится сонливым и вялым. Всё это снижает уровень безопасности при вождении", — подчёркивает Шубитидзе.
Такой эффект сродни лёгкому опьянению. Если в прохладное время года водитель спокойно справляется с дорожной ситуацией, то в жару даже привычные действия становятся труднее.
Недостаток жидкости в организме — ещё 1 опасный союзник летней усталости. Обезвоживание может проявляться не только жаждой. Головная боль, раздражительность, головокружение — всё это классические симптомы, которые легко спутать с недосыпом или стрессом. Однако за рулём цена такой ошибки может быть слишком высока.
Наряду с потерей воды организм теряет и соли, что чревато мышечными судорогами. Они могут застать водителя врасплох — в самый неподходящий момент. Представьте судорогу в ноге, когда вы давите на педаль тормоза.
Вот почему врачи рекомендуют в жару:
пить воду небольшими порциями каждые 20-30 минут;
избегать напитков с кофеином и алкоголем — они только усугубляют обезвоживание;
отдавать предпочтение светлой, свободной одежде из натуральных тканей.
Особую осторожность следует проявлять водителям с хроническими заболеваниями — особенно сердечно-сосудистыми. По данным Шубитидзе, жара увеличивает риск гипертонических кризов, аритмии и даже инфаркта.
"Люди с гипертонией должны следить за давлением особенно внимательно — в жару его колебания происходят чаще, что может привести к обострениям", — предупреждает врач.
Кроме того, внутри автомобиля температура может быть выше, чем на улице. Даже при включённом кондиционере водитель подвержен солнечным ожогам через стекло — особенно если едет долго и на южной стороне. Ультрафиолет проникает сквозь стекло и без солнечных очков глаза устают гораздо быстрее.
Когда температура воздуха приближается к +30°C и выше, человеческое тело начинает расходовать больше энергии на терморегуляцию. Это значит, что кровь приливает к коже для охлаждения, а мозг может получать меньше кислорода — отсюда и вялость, и снижение когнитивных функций. Водитель в таком состоянии — как штурман с затуманенной картой.
Между прочим, по данным ряда европейских исследований, количество ДТП в жару увеличивается примерно на 14-17%. Особенно это касается послеобеденного времени — периода, когда физиологическая усталость достигает пика.
Чтобы избежать опасных последствий перегрева, достаточно соблюдать несколько простых правил:
Следить за самочувствием: не садиться за руль, если чувствуете недомогание.
Остановки каждые 1,5-2 часа: разминка и отдых на свежем воздухе.
Пользоваться солнцезащитными очками и шторками.
Проверять давление — как артериальное, так и в шинах.
Лето — не повод отказываться от поездок, но это сезон, когда внимательность и забота о себе становятся особенно важны. Ведь иногда безопасность начинается не с ремня и подушки, а со стакана воды и хорошей тени.