В этом году наше издание — тоже юбиляр: нам так же как и Искитимскому району — 90 лет. Вместе проходило становление, вместе переживали события политической и социально-экономической жизни, отражение которой преобразовалось на страницы «Искитимской газеты» десятками тысяч статей, очерков, корреспонденций и заметок. В разное время газета имела разные названия — «Социализм», «Знамя коммунизма»… Но «кузницей» кадров для газетчиков не только города Искитима и Искитимского района, но и других изданий большой страны она была всегда. Наш цикл статей о журналистах, которые работали в газете в разное время.
Немного истории
Первый номер газеты «Социализм» тиражом 740 экземпляров вышел 4 марта 1935 года. Располагалась типография и редакция по адресу г. Искитим, ул. Набережная, 25. Газета была печатным органом райкома ВКП(б) и Искитимского райсполкома Запсибкрая. Подписывал газету А. Басов. Он же являлся заведующим издательством, то есть руководил и редакцией, и типографией.
Со 2 февраля 1953 года двухполосная газета «Социализм» стала называться «Знамя коммунизма» и выходить на четырех полосах. Четырехполоска значительно расширила географию публикуемых материалов. С 1 января 1954 года редакция и типография разделились, став самостоятельными организациями. С этого времени началась история коллектива редакции газеты, которую читатели ласково называли «Знаменка».
Наибольший авторитет «районка» приобрела с приходом в июле 1959 года нового редактора Петра Васильевича Кондрашова, выпускника Новосибирской высшей партийной школы. Он умело подбирал и воспитывал журналистские кадры, особое внимание уделял злободневности и действенности публикуемых материалов. Все это позволило газете в кратчайший срок подняться на качественно новую ступень и стать лучшей в области. Об авторитете газеты свидетельствует тираж. В середине 80-ых годов он перевалил за 20 тысяч экземпляров. Заслуга в этом работавших тогда журналистов во главе с редактором Михаилом Семеновичем Колотовым. Четырехполосное издание выходило три раза в неделю.
Сага о журналистах
«Искитимская газета» (в прошлом — «Знамя коммунизма») всегда была кузницей кадров. Пришедшие в редакцию молодые корреспонденты получали грандиозный опыт. Кто-то оставался в газете, другие — завоевывали славу и признательность в областных СМИ. И таких было немало. О легендах искитимской журналистики 20 лет назад рассказал Владимир Стародубцев — талантливый поэт, летописец, журналист не по профессии, по своей сути.
В детстве еще как-то друг Владимира Васильевича сказал, что будет шофером, а сам он заявил, что станет писателем. Потом долго удивлялся, откуда у него взялась такая мысль: родители были ведь совершенно безграмотными, мать в школе ни дня не училась, не до того. Зато был в их доме портрет Льва Толстого. Маленький Владимир часто смотрел на него чуть ли как не на бога и хотел быть таким же.

Владимир Стародубцев
Вспоминал он и первое свое стихотворение «Юный капитан». Появилось оно, когда двенадцатилетним подростком Володя так наплавался на плотах по Берди, что через день слег с высокой температурой и простудой. Тогда-то в полубреду, полуяви и появились первые строки.
Первая публикация Владимира Стародубцева вышла в газете «Знамя коммунизма» в 1952 году, затем он долгое время работал корреспондентом. Вдумчивый, умеющий кропотливо работать с фактами, подмечающий различные мелочи, но вместе с тем обладающий ярким воображением, владеющий художественным словом — таким запомнили его коллеги.
Уже будучи на пенсии, он всегда был желанным гостем редакции, помогал начинающим журналистам, что-то советовал. А еще охотно делился интересными фактами, которых у него было очень много.
Владимир Васильевич собирал любые попавшиеся ему на глаза документы, газетные номера и бережно их хранил, предоставляя в случае необходимости. Как-то решили в редакции сделать серию статей о письмах с фронта, посвященную Победе в Великой Отечественной войне. Рылись в архивах музеев, искали у наших читателей. Владимир Васильевич принес треугольник с фронта, найденный среди мусора на улице — не смог пройти мимо такой реликвии. Это письмо стало толчком к настоящему поиску родственников солдата, писавшего домой. К сожалению, их так и не удалось разыскать.
В 2020 году Владимир Стародубцев ушел из жизни. Публикуем отрывки из его статьи «Сага о журналистах».
Анатолий Койнов
Недалеко от того места, где была редакция (ул. Советская, 236) когда-то стоял домик, в котором родился талантливый мальчик Толя Койнов, в честь которого отец посадил тополек. Дом потом снесли, построили здание редакции — гнездо всех искитимских журналистов. А необычный мальчик под сенью разросшегося тополя слагал стихи, мечтал о прекрасном. Пришел час, и он стал работать в газете, в которой и дорос до высшего чина — редактора. Его статьи и очерки, стихи и проза оживляли искитимскую жизнь, затягивали способную пишущую братию в стены редакции, создавали некий магический ореол.

Анатолий Койнов
В 1994 году умер Анатолий Филиппович Койнов. А буквально через несколько дней в редакционном дворе рухнул старый тополь. Есть тут какой-то знак судьбы…
Геннадий Сасса
Тогда же в пятидесятых, появился Геннадий Афанасьевич Сасса — балагур, насмешник, душа всех компаний, неутомимый труженик. Из-под его бойкого пера, как из рога изобилия так и лились газетные строки и стихи. Это под его руководством появилось у нас, скажем так, первое официальное литературное объединение, а в городе стали выходить хорошо иллюстрированные огромные «Окна сатиры».
Какое-то время Геннадий Афанасьевич был ответственным секретарем, замредактора, затем на него положила взгляд «область», и он ушел в «Советскую Сибирь», преодолел бодро корреспондентские и секретарские ступеньки и воссел в кресло первого зама главного редактора.
Владимир Марсаков и Иван Нечай
…Время было счастливое, завидное — оттепель, когда газету вдруг охватил творческий подъем, соединил всех нас, непохожих и ершистых, в дружный коллектив. Мы придумывали виртуозные заголовки, соревновались в подаче информации, объявляли конкурс на лучший очерк и всегда радовались успехам друг друга. Днем мы разбегались в разные стороны, выискивали интересных людей, необычные события, по ночам писали, а утром невыспавшиеся, возбужденные, появлялись в редакции, обменивались впечатлениями, обсуждали литературные новинки. Володя каким-то чудом добывал ошеломляющие публикации: рассказы Булгакова, Беля, Бабеля.
Володя — высокий, блондинистый рубаха-парень. В обществе, где все были сами по себе, появился он, рассказывал анекдоты и своим обаянием притягивал к себе, сплачивал. С ним всегда охотно отправлялись в любую командировку и «выездную редакцию», потому что он быстро располагал к себе сельчан, организовывал непринужденные остроумные, с шутками, интервью и беседы.
Ваня — тоже замечательный организатор и редакционный снабженец, что совсем нелишне было в годы дефицита. И настолько с виду солидный, что его еще в детстве называли не иначе как Иван Иваныч. Это не мешало ему быть восторженным и романтичным. И статьи он писал огромные, с продолжением в нескольких номерах про стройки, про комсомол. Горение этого человека естественно вылилось в солидный литературный труд — два толстых тома, повествующих об искитимском комсомоле.

Верхний ряд: Евгений Суворов, Владимир Марсаков. Нижний ряд: Владимир Стародубцев, Владимир Рыбин, Иван Нечай
Евгений Суворов
Подлинной легендой искитимской редакции безусловно является Евгений Суворов. Его яркая звезда зажглась еще в детстве, в сороковые годы, сразу после войны.
— Становись! — говорил повелительно Женька и почти вся зареченская ребятня выстраивалась в строй. — Шагом марш!
И все, кто в его воинстве состоял: я, Витя Попов, Гена Максимов — будущие писатели и поэты, — с деревянными саблями и автоматами маршировали по зареченским улицам с гордостью, чувствуя на себе любопытные взгляды местных жителей. Беспрекословно, как и подобает воинам, мы рыли в снегу окопы на суворовском огороде, сооружали траншеи и штаб, несли караульную службу. Так мы и думали, что из Женьки получится новый поководец Суворов. И впрямь после школы Женя ступил на военную стезю, окончил авиационное училище, служил на Балтике в морской авиации. Но талантов у Суворова был полный короб. И он выбрал литературный труд.
К тому времени, как он появился в редакции, у него уже были публикации во флотской газете и журнале «Советский моряк». И его, подтянутого офицера, без испытательного срока охотно принял в штат редактор Петр Васильевич Кондрашов. Женя окунулся как щука в воду в газетную стихию.
И все же его, как многих талантливых людей на руси, караулила нелегкая судьба. После строгой армейской дисциплины, почувствовал волю на гражданке, он стал прикладываться к рюмке. Сначала это было незаметно. Потом пошло-поехало. Ему многое прощали за высокий профессионализм, за юморные уловки.
Шли будни красивым каллиграфическим почерком. Без помарок и исправлений молниеносно Женя клал на листы строчку за строчкой. Редактор не нарадуется: любую тему осилит сотрудник, нет цены такому «кадру», лучше один трудный Суворов, чем пять старательных, но тупых журналистов…
Курьезы
— Ожидали приезд Хрущева в Новосибирск. К этому визиту редактор собственноручно написал «Обращение» от имени знаменитой доярки, Героя социалистического труда Галины Лыжиной, мечтал преподнести его Никите Сергеевичу во время выступления в оперном театре. Заседал в горкоме до часу ночи. После озабоченный заглянул в редакцию. Печатная машина грохочет, шлепает тираж. Кондрашов берет свежий номер и обмирает: «Обращение» начинается так: «Дорогой Никита Серьевич…»
Кондрашов врывается в кабинет, где на диване дежурный Суворов безмятежно спит.
— Ты… — Женя вскакивает- Отдыхаю, Петр Васильевич!
— Тираж под нож! Немедленно мчись к Хлюстину!
Женя стрелой летит по ночному городу в Подгорный микрорайон к линотиписту… Газета тогда печаталась всю ночь…
— Ответсекретарь Валентин Александрович Рыбин чешет затылок: не хватает информации на первую полосу. Входит Женя, подает лист:
— В колхозе «Советская Сибирь» закончился сев.
— Хорошо, Женя, поставим в шпигель (заголовок на самом видном месте страницы, чаще всего над заголовком газеты — от ред.).
На другой день звонят из «Советсой Сибири»:
— Вы что там офонарели. Мы сев не закончили. И нет у нас таких трактористов и посевных площадей… Редакция в шоке. Над Женей завис домоклов меч. Но тут удар смягчил замдиректора Алексей Филиппович Головин, честно признавшийся, что это он из соседней комнаты, а не из совхоза, ради хохмы позвонил Суворову, и нагородил такое, что редакция еще долго оправдывалась.
Оказывается, Головин пошутил, думая потом перезвонить и открыть правду, но закрутился и уехал в командировку.
Сообщение 90 лет «Искитимской газете»: «Сага о журналистах» появились сначала на Искитимская газета.