Расклад таро уже давно стал практикой многих — карты буквально «взрывают» продажи на маркетплейсах. Интерес к картам проявили и топ-менеджеры российских компаний. На ресурсах по поиску работы появились вакансии: кадровик-таролог, аналитик-таролог, HR-таролог. Корреспондент «Сноба» Александр Юдин разобрался, зачем бизнес прибегает к эзотерическим методам.
Ищем таролога. Требуемый опыт — не менее 2-х лет
Весной этого года СМИ обратили внимание на вакансию от X5 Group (розничная торговая компания, владеющая «Пятерочкой», «Перекрестком» и «Чижиком». — Прим. ред.): компания искала HR-таролога. Кандидату на должность предъявлялись высокие требования: опыт работы тарологом не менее двух лет, уверенные навыки толкования раскладов и владение сразу тремя видами карт: Таро Райдера-Уэйта, Таро Тота, Таро Ленорман. Взамен предприятие обещало хорошую зарплату, плюс годовой бонус за точность гаданий и собственный кабинет — место силы. В X5 Group не стали комментировать, удалось ли им закрыть вакансию. Но спустя некоторое время на HeadHunter появился аналогичный запрос: теперь таролога искал Киржачский инструментальный завод.
Теперь и соискателей все чаще оценивают с помощью астрологов, нумерологов и тарологов — карты даже используются на завершающем этапе собеседований для позиций высшего руководства, таких как финансовый директор банка. На это обратила внимание карьерный консультант Алена Владимирская в своем телеграм-канале.
Но эксперты Исследовательского центра SuperJob пояснили корреспонденту «Сноба», что появление вакансий тарологов является партизанским маркетингом — способом привлечь внимание к компании с минимальными затратами на рекламу. «Если собственники всерьез увлечены нетрадиционными практиками, то соответствующих “специалистов” они ищут не на работных сайтах, а на специализированных форумах, в социальных сетях и с помощью “сарафанного радио”», — отметили эксперты SuperJob.
Fart-директор, рофл-аналитик и ИИ-таролог
«Сноб» нашел несколько организаций, которые разместили вакансию таролога в интернете. Например, ИИ-таролога искали в брендинговом агентстве ENDY. В описании вакансии сказано, что специалист должен раскладывать таро под запросы клиента и интерпретировать их, предсказывать с точностью не менее 99,9% (в том числе согласования заказчика), знать каждого младшего аркана в лицо, старших арканов — лично, и идеально, если кандидат — участник следующего сезона «Битвы экстрасенсов».
Представители компании пояснили «Снобу», что позицию они придумали для первоапрельского спецпроекта с SuperJob «Козырные вакансии» — весь месяц желающие изучали подборку необычных вакансий, типа fart-директора, рофл-аналитика и чечика-дизайнера, и откликались на них. «Так как это было just for fun, мы не планировали никаких зарплатных вилок для таролога. Поэтому вся наша коллаборация проходила исключительно на правах взаимного PR», — пояснили представители агентства.
Креативным подходом в поиске сотрудника отличился и отель «Амбассадор Калуга» — на HeadHunter была опубликована их вакансия таролога-кадровика для отбора и развития персонала. Как отметили представители отеля, это помогло привлечь внимание — более 100 откликов за короткий срок. «Мы ищем не просто хорошего специалиста, а человека, готового мыслить нестандартно, раздвигать границы обыденного и предлагать свежие решения. Это не только показывает, что подбор персонала может быть интересным и увлекательным процессом, но и соответствует современным трендам, которые стремятся к более глубокому пониманию человека», — отметила Ирина Мельникова, генеральный директор отеля.
Туроператор «Первые линии» тоже искал аналитика-таролога. По их требованиям, кандидат должен не только проводить расклады таро, но и анализировать целевую аудиторию, определяя, каким знакам зодиака подойдут те или иные туры. Важная часть работы — составление графиков работы сотрудников с опорой на их натальные карты и создание персональных гороскопов. Со стороны туркомпании ответили, что вакансию они разместили в рамках пиара на 1 апреля, и для тестового задания попросили сделать расклад для гендиректора компании (одна из кандидаток прислала описание, которое, по словам представителей «Первых линий», в чем-то даже соответствует действительности).
«Внутри нашего коллектива отношение к подобным вещам неоднозначное. Кто-то активно практикует расклады таро в своей личной жизни, кто-то просто в курсе этого тренда и может иногда в шутку спросить “ну что там мне выпало?”, а кто-то относится к подобному негативно и говорит, что если бы ему предложили на собеседовании вытянуть карту таро, в такую компанию он бы работать не пошел», — рассказывает Евгения Маркелова, руководитель отдела развития «Первых линий».
Практическое применение
Недавно представители «Первых линий», ради интереса, стали спрашивать у кандидатов, увлекаются ли они таро — несколько из них признались, что перед собеседованием раскладывали карты. «Один раз мы с таким кандидатом и правда иронично решили сделать расклад. Но то ли это все не работает, то ли вселенная послала нам предупреждение: несмотря на неплохие карты… В общем, с кандидатом (и впоследствии сотрудником) отношения складывались очень сложные. Опыт можно считать неудачным. Точную карту нам вспомнить не удалось. Кажется, это был “Туз Жезлов”», — вспоминает Маркелова. Популярность эзотерических практик, таких как таро, в компании объясняют стремлением людей справиться с неопределенностью — в работе часто приходится полагаться на интуицию и искать альтернативные способы подтверждения своих гипотез.
Впрочем, несмотря на общий скепсис, другие опрошенные компании рассказали «Снобу» о положительном опыте внедрения эзотерических практик. «Мы использовали таро для бизнес-предсказаний архетипов личности, которые можно узнать через тест “Type Личности”», — рассказывает Арина Никифорова, PR-директор брендингового агентства ENDY. Их внештатный таролог использовал расклад таро «Одна карта», этим же методом агентство пользуется при запуске курсов по неймингу и брендингу. «Пока все получается более-менее удачно».
В «Амбассадор Калуга» приглашенный таролог-кадровик оценил сотрудников по датам рождения и выявил баланс «между креативностью и практичностью, что помогло гармонично распределить роли». Другим примером стал случай с девушкой, которая устроилась в отель на временные задачи. Чувствуя ее потенциал, компания обратилась к нумерологу, который подтвердил, что личностные качества девушки идеально подходят для команды — в результате она уже более полугода работает в «Амбассадор Калуга».
Автор: Александр Юдин