«Вера, надежда, резня» — 400 страниц наедине с гением.
Крупнейшее событие в литературе о музыке 2022 года, бестселлер «Вера, надежда, резня» переведен на русский язык и выпущен издательством «КоЛибри». Это уникальная возможность «подслушать» сорок часов бесед Ника Кейва с журналистом Шоном О’Хаганом в разгар пандемии. Читать эту книгу временами страшно, временами смешно, но всегда безумно интересно. «Известия» объясняют, почему.
Чем сейчас занимается Ник Кейв.
Поневоле Ник Кейв оказался Иовом современного рока, и горечь его лирических героев обрела плоть. В 2015 году трагически погиб сын музыканта Артур, во время пандемии Кейв потерял мать — и не смог с ней попрощаться. А когда книга «Вера, надежда, резня» готовилась к печати, покончил с собой другой сын Кейва, Джетро Лэзенби. И с первых страниц этого увесистого труда (на английском около 300 страниц, на русском — более 400) становится понятно: Кейву нужно выговориться.
Лишенный возможности гастролировать, перемещающийся из дома в студию и обратно, Кейв со всех сторон окружил себя социальными активностями. Он отвечает на сотни вопросов на своем сайте The Rad Hand Files (можно спросить о чем угодно, даже сейчас). Пишет детские сказки, продает свои скульптуры, даже дизайном одежды занимается. Не оставил себе ни одной свободной минуты. И всё же этого явно недостаточно. Ему нужно не интервью, а исповедь, и принимает ее критик Шон О’Хаган, с которым Кейв знаком больше 30 лет. Принимает терпеливо, деликатно, не настаивая на своем, жертвуя стройностью повествования, но при этом стараясь вытащить из Кейва всё, что мешает ему жить.
Фото: КоЛибри.
С Кейвом говорить трудно, это сразу заметно. Он неврастеничный и ранимый эгоцентрик и нарцисс, его интересы замкнуты на нем самом, на искусстве, на сочинительстве и записи песен. И, конечно, на духовности, главной теме его композиций, где богоборчество переходит в молитву и возвращается к состоянию гнева и хаоса иногда в рамках одного трека, не говоря уже об альбомах.
«Откровенное неприятие божественного вредно для сочинительской деятельности, — размышляет в книге Кейв. — Атеизм мешает музыкальному творчеству. Это ставит тебя в невыгодное положение, потому что возможности твои ограниченны, к тому же отрицается сама священная суть музыки. По моему опыту, это просто зашоренность».
Какими были концерты Ника Кейва в РФ.
Ника Кейва в РФ знают и любят давно, он много раз приезжал сюда с концертами, и, конечно, главный его сценический образ — это беснующийся пастор в костюме-тройке и с сигарой в руке. Судя по книге, Кейв вполне соответствует своему лирическому герою, и существенная часть текста — его размышления на тему Ветхого Завета, своих отношений с христианством и другими религиями. И — обсуждение текстов песен, которые Кейв написал об этом в разные годы.
Хотя чаще всего в книге обсуждаются самые с...