Обидеть художника может писатель: ехидный англичанин смотрит картины

Источник: MAIL.RU (Картина Дня) | Дата: 4 дней назад

Новейшие эссе Джулиана Барнса об изобразительном искусстве.

Новой книге Джулиана Барнса в русском переводе оригинального названия Keeping An Eye Open очень подошла бы озорная русская идиома «Разуй глаза». Однако издатели решили не рисковать и предпочли благопристойное предложение читателю открыть зеницы — чтобы ознакомиться с очередной порцией ехидных наблюдений об изобразительном искусстве от британского охальника-постмодерниста. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели специально для «Известий».

Джулиан Барнс’Открой глаза. Эссе об искусстве".

СПб.: «Азбука», «Азбука-Аттикус», 2025. — пер. с англ. В. Ахтырской, В. Бабкова, А. Борисенко и др. — 416 с.

Сборник эссе Джулиана Барнса о его восприятии живописи открывает старая работа, которой автор явно очень дорожит, — беллетризованный анализ картины Теодора Жерико «Плот “Медузы”, в первый раз обнародованный в рамках романа “История мира в 101/2 главах” 1989 года. Это довольно эффектное начало, тем более что сама трагическая предыстория картины достаточно захватывающа, и Барнс не жалеет самых жирных красок, представляя ее в лицах, оживляя каждого из персонажей картины, а потом плавно переходя к общетеоретическим рассуждениям о том, как воплотить катастрофу в искусстве. Тут писателя охватывают приступы пафоса, знакомые всем его читателям, уже привыкшим к тому, что самые важные понятия необходимо писать и произносить про себя с большой буквы, с дополнительным пиететом. “Конечно, мы должны понять ее, эту катастрофу; а чтобы понять, надо ее себе представить, — отсюда и возникает нужда в изобразительных искусствах. Но еще мы стремимся оправдать и простить, хотя бы отчасти. Зачем он понадобился, этот безумный выверт Природы, этот сумасшедший человеческий миг?” — размышляет Барнс, оправдывая всяческие катастрофы и неприятности тем, что они становятся пищей и почвой для гениальных произведений искусства.

Смотрится ли сейчас барнсовский «Плот “Медузы” как-то иначе, помещенный в другой контекст? Пожалуй, нет, если не считать того, что автор постарел на 35 лет и с высоты прожитой жизни может уже не просто изливать испытанные перед той или иной картиной эмоции, но и сооружать основательные концептуальные постройки. Вспоминая, как он впервые начал заниматься искусствоведением именно с жутковатой картины Жерико, Барнс систематизирует накопленный опыт галерейного завсегдатая: “Я не руководствовался никаким определенным планом, но, собрав свои тексты воедино, обнаружил, что непреднамеренно следовал тому самому сюжету, который начал неуверенно разматывать еще в 1960-х: истории движения искусства (в основном французского) от романтизма к реализму и к модернизму”.

Фото: издательство «Азбука’Джулиан Барнс “Открой глаза. Эссе об искусстве”.

Трансформации живописного романтизма и его пропорции в творчестве того или иного живописца («Если романтику Делакруа недоставало романтического темперамента, то реалист К...