Общество: Как советская подводная лодка спасалась под парусом

Источник: ВЗГЛЯД (Деловая Газета) | Дата: 1 неделя назад
9 апреля – годовщина одного из самых легендарных примеров находчивости экипажей советских подводных лодок во время Великой Отечественной. В этот день 1942 года погибла подлодка «Щ-421», но перед тем она пыталась спастись, используя для движения паруса. О чем идет речь и как все это произошло?

5 февраля 1942-го «Щ-421» под командованием Николая Лунина выполняла боевую задачу у северных берегов Норвегии. Был успешно атакован вражеский конвой и отправлен на дно немецкий транспорт «Консул Шульте». Но сразу после атаки противник стал преследовать лодку, сбрасывая на нее глубинные бомбы.

И вдруг, когда «щуку» сотрясали взрывы, по отсекам потянулся вкусный запах пищи. Экипаж был удивлен, ведь кок находился в первом отсеке на боевом посту. Оказалось, на камбузе хозяйничал взятый в поход с береговой базы краснофлотец Павел Сизмин. Когда его спросили, что он делает, тот спокойно ответил: «Готовлю обед. Когда фрицы отстанут от нас, ведь вы будете просить кушать».

Такие слова ободрили и даже насмешили «щукарей», ведь Сизмин оказался прав – война войной, а обед по расписанию. Тем более что в итоге лодка действительно оторвалась от противника. Запомним этого матроса – в истории «Щ-421» он сыграет важную роль.

Подрыв на мине

После возвращения из февральского похода командование «Щ-421» сменилось. Новым командиром стал старпом лодки – Федор Видяев. А на его прежнюю должность командование назначило Александра Каутского, ранее исполнявшего обязанности минера 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Но ввиду того, что на «щуке» новейшие командир и старпом еще не обладали опытом службы на своих должностях, в следующий поход с ними пошел опытный подводник, командир 3-го дивизиона Иван Колышкин, ставший в январе 1942-го Героем Советского Союза.

Вечером 19 марта 1942-го «Щ-421» вышла в море, прибыв через 2 дня на позицию к мысу Нордкап. Через несколько дней ей удалось атаковать вражеский конвой, но неудачно. Более того, немцы даже не заметили попытку этой атаки, а значит, враг не подозревал, что в этом квадрате у Порсангер-фьорда действовала советская подлодка. Как показали дальнейшие события, это оказалось важным для судьбы экипажа «Щ-421».

Вечером 8 апреля подлодка шла в подводном положении, на 15 метрах. Вдруг корма «Щ-421» была подброшена вверх взрывом. Ее нос резко наклонился вниз из-за чего, как писал Видяев, «койки, ящики, патроны регенерации вместе с людьми полетели к носовым переборкам отсеков». А спустя несколько секунд дифферент изменился – и лодка уже пошла кормой вниз.

Видяев приказал всплыть. Когда лодка оказалась на поверхности, он открыл рубочный люк и вышел на мостик. И первое, что ему бросилось в глаза – это то, что мостик «совершенно разрушен»: корма в районе балластной цистерны № 6 изуродована, а по правому борту «листы легкого корпуса отошли от прочного корпуса и изогнуты». Стало ясно, что подлодка подорвалась на мине.

По аварийной тревоге подво...