В пятницу, 1 августа, отмечается День Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Этот профессиональный праздник военнослужащих, гражданского персонала и ветеранов был учрежден приказом министра обороны от 7 мая 1998 года. С 2006 года он отмечается как памятный день в соответствии с указом президента «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Выбор даты связан с событиями Великой Отечественной войны: 1 августа 1941 года был подписан приказ народного комиссара обороны СССР «Об организации Главного управления тыла Красной Армии и управлений тыла фронтов и армий».
Организованный тыл русской армии начал формироваться еще при Петре I с созданием Артиллерийского, Военного и Провиантского приказов. Генерал-провиант отвечал за обеспечение войск продовольствием, а снабженческие структуры были включены в состав действующей армии.
В Красной Армии с 1918 года существовало Центральное управление снабжения, но понятие «тыл» временно исчезло, пока в 1941 году не было создано Главное управление тыла. После распада СССР в 1992 году тыл ВС РФ унаследовал структуры советской системы, а в 2010 году был преобразован в Службу материально-технического обеспечения (МТО), объединившую тыл и органы вооружений.
Сегодня МТО ВС РФ обеспечивает войска всем необходимым для боевой и обыденной деятельности, включая содержание инфраструктуры, контроль качества продовольствия и другие задачи.
Как говорят эксперты, за последние несколько лет произошла подлинная эволюция и развитие российских тыловых служб. Обеспечение войск на линии боевого соприкосновения в ходе специальной военной операции (СВО) имеет совершенно новейшие подходы и схемы. С развитием информационных технологий появляются логистические платформы, упрощающие доставку продовольствия, медикаментов и вооружений.
«После начала спецоперации вопросы логистики вышли первое место. В связи с тем, что крупные оборонные объекты весьма уязвимы для ударов противника, производство рассредоточивают в разных местах. На этом фоне возникла нужда в наличии множества мелких или даже «микро-складов», – отмечает военный эксперт Юрий Кнутов, директор Музея войск ПВО.
По его словам, сегодня стоит задача, чтобы грузы и необходимые компоненты, например, для беспилотников, прибывали в определенные места точно ко времени. «Какие-то крупные детали маскируют и отправляют разными путями к месту окончательной сборки. Для этого могут использоваться разнообразные транспортные средства, в том числе схожие с гражданскими. После доставки и сборки небольшой партии е...