В Лос-Анджелесе зрителям показали произведение искусства, которое чудом избежало гибели и прошло долгий путь восстановления. Музей Гетти представил картину Артемизии Джентилески "Геракл и Омфала" — работу, чья судьба оказалась связана с трагическими событиями в Бейруте в 2020 году.
Взрыв в порту столицы Ливана, произошедший на складе с фейерверками, разрушил часть города и повредил здание, где находилось полотно. Крупнейший разрыв пришёлся на ногу Геракла, а общее состояние картины требовало масштабной реставрации. После спасения произведение доставили в Музей Гетти, где несколько лет кропотливо восстанавливали каждый фрагмент. Сегодня эта история получила новейшую страницу — полотно в первый раз предстаёт перед публикой.
Во время работы над картиной специалисты провели рентгенографию и обнаружили любопытную деталь: изначально Джентилески изобразила Геракла в ином ракурсе, впрочем затем изменила композицию так, чтобы взгляды героя и Омфалы пересеклись. Этот художественный приём добавил сцене эмоционального напряжения и драматизма.
Сюжет работы перекликается с характерными для Джентилески темами. Художница часто изображала сильных и властных женщин, противопоставляя их героям-мужчинам. В данном случае это момент из мифа, когда Геракл, по велению Дельфийского оракула, вынужден служить Омфале, царице Лидии. В руках героя — веретено, символ женских занятий, а сама царица облачена в его львиную шкуру и держит в руках дубинку Геракла, подчёркивая перевёрнутые роли.
По словам специалиста музея Гетти Шейлы Баркер, работа относится к зрелому периоду творчества художницы.
"Начинающая художница не смогла бы позволить себе создать такое произведение без крупного заказа. Я бы сказала, что, судя по сложности, оно относится к периоду расцвета её славы, когда Джентилески получала заказы от Филиппа IV, короля Испании", — рассказала Баркер.
Эксперт также отмечает, что стилистика и композиция картины позволяют датировать её не ранее середины 1630-х годов. Этот период был временем, когда Джентилески работала на монархов и аристократию Европы, а её произведения ценились за смелую трактовку сюжетов и мастерское владение светотенью.