От одной не останется следа, другая испортит авто: что скрывают Си-Би-антенны

Источник: NEWSINFO.RU | Дата: 5 часов назад

Звучит как анахронизм, но в 2025 году автомобильная Си-Би-связь — да-да, та самая в диапазоне 27 мегагерц — не просто жива, а вызывает жаркие дискуссии. Особенно среди тех, кто неравнодушен к "пятнадцатому каналу". Спор, который никогда не утихает, касается выбора антенны: какую предпочесть — врезную или магнитную?

Казалось бы, зачем это всё нужно, если есть смартфоны и сотовая связь даже в самых глухих уголках? Но реальность упорно не хочет совпадать с ожиданиями. Си-Би-радиостанции по-прежнему можно встретить и в грузовиках, и в легковых авто. А страсти вокруг типа антенны не уступают по накалу ссорам из гаражных форумов о маслах, резине и топливных присадках.

Суть конфликта проста: антенны бывают двух видов — на магнитном основании и врезные. Первые просто устанавливаются на крышу: прилепил, настроил — и можно вещать. Не нужна? Снял — и ни следа. Врезная требует другого подхода: сверлить крышу насквозь, снимать потолочную обшивку, герметизировать, обрабатывать антикором. Такой монтаж необратим, и, даже если снять антенну, "шрам" на крыше останется. Это снижает привлекательность машины для потенциального покупателя — разве что вы найдете редкого энтузиаста, готового оценить ваш вклад в радиодело.

Тем не менее, у врезных антенн преданных сторонников хоть отбавляй. Их главный довод: качество связи. Якобы врезная антенна эффективнее магнитной на порядок. А еще — установка стоит денег, и раз человек их потратил, значит, он хочет верить, что не зря. Тут уже включается классическая психология потребителя: если дорого — значит, лучше. Убедить его в обратном крайне трудно.

На деле же, утверждает авторитетный эксперт Игорь Гончаренко в беседе с изданием Колёса.Ru, при одинаковых параметрах и корректной настройке разницы между врезной и магнитной антенной практически нет. Он сравнивает их характеристики с помощью программного моделирования.

"Если магнитное основание сделано правильно, есть возможность подстройки согласующего устройства антенны и пользователь может это вменяемо сделать, то разницы в работе нет. Точнее, она совершенно незначительная — "ловить блох” в разнице менее 0,1% мы не будем", — заявил Гончаренко.

Всё упирается в качество исполнения. Магнитное основание — не просто кусок магнита. Оно должно быть снабжено алюминиевой фольгой между магнитом и резиновой прокладкой. Фольга подключается к оплетке кабеля, чтобы высокочастотный ток не шёл через сам магнит, который плохо проводит ток на таких частотах. Если этой фольги нет — будут тепловые потери и ухудшение сигнала. А с ней — всё в порядке.

Немаловажно и то, что корпус машины является частью антенны, а значит, влияет на её характеристики. Размеры кузова, его материал и даже толщина краски могут повлиять на работу антенны. Именно поэтому наличие согласующего устройства (СУ) крайне желательно. Оно позволяет компенсировать влияние различий в емкости магнитного основания, которая может варьироваться в пределах 100-900 пикофарад (чаще — около 300 пФ). Это значение вполне укладывается в нормы для стабильной работы, особенно если антенна настраивается вручную.

"Для разделительного конденсатора это не слишком существенно. Ну, будет импеданс этого конденсатора гулять, допустим, от -j10 Ом до -j30 Ом. Это приемлемо даже без подстройки", — поясняет эксперт.

Тем не менее, он предостерегает от использования дополнительных прокладок между магнитом и крышей, поскольку заводская резиновая подложка уже оптимизирована под конкретную конструкцию антенны.

Если говорить строго технически — нет. Разницы между качественной врезной антенной и качественной магнитной, при условии правильной установки и настройки, нет. По КПД, усилению, направленности они равны. Единственное, чем может оправдаться врезка — это компоновочные требования или личные предпочтения. Например, если хочется, чтобы антенна выглядела более "профессионально" или не сдувалась на большущих скоростях. Но на эффективность всё это не влияет.

В США и Европе больше распространены третий тип антенн — те, что крепятся на кронштейнах к рейлингам, багажникам и даже кенгурятникам. В РФ они прижились хуже, возможно, из-за климатических особенностей и культурных различий в использовании внедорожной техники.

Источник: NEWSINFO.RU