Инженерная мысль — это всегда о стремлении вперёд. Это вызов логике, законам природы, времени и... здравому смыслу. Но что, если, гениальные замыслы вдруг превращаются не в уникальные объекты, а в символы человеческой наивности? В этой статье расскажем о пяти проектах, которые поначалу обещали революцию, а в итоге стали наглядным пособием по ошибкам.
В конце 1940-х в СССР не просто строили — возводили основательное будущее. Всё должно было быть монументально, символично и навсегда. На этом фоне идея соединить Сахалин с материковой частью страны тоннелем казалась логичной, стратегически необходимой и, как тогда казалось, вполне выполнимой.
Проект стартовал в 1950 году по личному распоряжению Иосифа Сталина. Планировалось построить под Татарским проливом тоннель длиной около 10 километров. Цель — соединить остров с материком надёжной железнодорожной артерией. Надежды возлагались огромные: усилить логистику, наладить доставку угля, рыбы и древесины, укрепить военное присутствие на восточных рубежах, особенно на фоне нарастающего напряжения с Японией и США.
Работы начали быстро, без лишних проволочек. Причём одновременно с обоих берегов. Основной рабочей силой стали заключённые (по некоторым данным — до 8 тысяч человек) и около 19 тысяч вольнонаёмных. Геологическая разведка была поверхностной. Техника — примитивной. Но главный капитал, на который опирался проект — пресловутый идеологический энтузиазм и «воля партии».
Единственное свидетельство начала строительства тоннеля. Фото: личный архив. Источник: kfss.ru
Однако суровая действительность шустро расставила акценты. Выяснилось, что дно в этом месте рыхлое, песчаное. Строить нужно было глубже, чем рассчитывали. Постоянные течения, просачивание воды в конструкции — всё это требовало иной техники, иных технологий, которых на тот момент не было в принципе. Но авторы проекта не хотели сдаваться. В итоге вложения достигли астрономических сумм: по современным подсчётам — порядка 30 миллиардов долларов.
Точка в проекте была поставлена после смерти Сталина в 1953 году. Его преемники отказались от дорогостоящей стройки. Амнистия заключённых обнулила основной кадровый ресурс. Проект был по тихому свернут. От него остались заброшенные насыпи, затопленные шахты и бетонные обломки вдоль берега. Словно немые свидетели сталинской инженерной мечты, рухнувшей в воду...
Но идея не умерла окончательно. В 2010-х вновь поднимали вопрос: а не соединить ли Сахалин с материком? Только отныне — уже мостом. Но пока что всё ограничивается обсуждениями.
Здесь должен был начинаться Сахалинский тоннель. Фото: личный архив. Источник: realt.onliner.by
Французы знали, что Германия опасна. После ужасов Первой мировой войны их охватила идея фикс — выстроить непреодолимую линию оборон...