Археологи обнаружили в гватемальской пещере Куэва-де-Сангре редкое свидетельство ритуалов майя: сотни костных фрагментов взрослых и детей, подвергшихся преднамеренной обработке. Эти находки показывают, что останки использовались в обрядах, а не для обычных захоронений.
Куэва-де-Сангре расположена рядом с древним городом Дос-Пилас в регионе Петэксбатун. Доступ в неё возможен только в сухой сезон — с марта по май, когда уровень воды в затопленных входах падает. Именно в это время майя проводили обряды, чаще всего обращённые к богу дождя Чааку.
"Мы видим, что появляются отдельные части тела, а не целые тела. В ритуалах майя части тела так же ценны, как и всё тело", — пояснила биоархеолог Калифорнийского государственного университета Мишель Блёз.
Находки в пещере включают:
Судебный антрополог Эллен Фрикано из Западного университета медицинских наук отметила, что характер повреждений соответствует действиям, совершённым в момент смерти или незадолго до неё.
Для майя пещеры были входами в подземный мир и местами общения с богами. Центральные постройки городов, включая Дос-Пилас, часто возводили рядом с такими природными объектами. Известен и другой пример — пещера Актун Туничил Мукнал в Белизе, где также найдены ритуальные останки.
Ритуалы в пещерах совпадали с началом сезона дождей. В засушливые годы активность усиливалась: жизнь городов напрямую зависела от урожая. Использование крови, обсидиана и красной охры в Куэва-де-Сангре ясно указывает на связи с обрядами, призванными вызвать дождь и восстановить баланс с природой.
Останки не просто оставляли в пещере, а тщательно укладывали и выставляли, что подчёркивает их ритуальную роль. Это открытие показывает, что майя жертвовали ценными ресурсами — пищей, инструментами и даже человеческими жизнями — ради связи с богами.
Исследователи планируют:
Остаётся неизвестным, были ли эти люди жертвами войны, посвящёнными или ритуальными пленниками. Но явно одно: пещеры играли ключевую роль в религиозной и политической жизни майя.