15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского заработал первый технический регулировщик движения.
Baltphoto/Надежда Цветкова
Проспекты 25 Октября и Володарского – ныне Невский и Литейный проспекты. Данные о появлении первого светофора в Ленинграде содержатся в исторической справке музея УГИБДД.
Изначально устройство называли – семофор, современное название светофор появилось несколько позже. В 1932 году слово «светофор» было внесено в Большую Советскую энциклопедию. К 1939-му году в Ленинграде насчитывалось уже 100 регулировщиков.
Порядок расположения сигнальных цветов светофора менялся. Вместо зеленого цвета иногда устанавливали синий или белый.
Советские инженеры экспериментировали и с формами – некоторое время регулировали движение при помощи светофоров в форме циферблата – на сигнал указывали стрелки. Затем этот вариант признали неудобным и сняли.
В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. Тогда был установлен окончательный образец по форме, порядку сигнальных огней и их расцветке. Это комбинация «красный-зеленый-желтый».
В Москве светофор установили всего на две недели позже, чем в Ленинграде, – 30 января 1930 года. Его поставили на углу Петровки и Кузнецкого моста.
Первый светофор переключали вручную. Внешне он был довольно похож на современные регулировщики. Пешеходы и водители довольно долго привыкали к светофору, но позже без этого прибора порядка на дорогах уже не представляли.
Сегодня в Петербурге около 1900 светофоров. Объекты устанавливает, обслуживает и меняет Дирекция по организации дорожного движения. Эта организация находится в подчинении комитета по транспорту Санкт-Петербурга под руководством председателя Валентина Енокаева.