Петербуржцы, собственники и арендаторы помещений и зданий на Лиговском проспекте, обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой остановить строительство терминала высокоскоростной магистрали (ВСМ) «Петербург — Москва». Он должен появиться на месте исторических Кокоревских складов. Обращение уже подписали больше 500 человек.
Планируется, что ВСМ по пути из Москвы в Петербург и обратно пройдёт по территориям Ленинградской, Московской, Новгородской и Тверской областей. Согласно маршруту, который в 2024 году представила мэрия Москвы, на линии будет 16 остановок. Из них — четыре в Москве, ещё две — в Петербурге. Остальные — в Ленобласти, Новгородской и Тверской областях.
Как заявил губернатор Петербурга Александр Беглов, строительство городского участка ВСМ и терминала планируется начать в следующем году. «Архитектурный облик терминала мы утвердили, согласовали с экспертами», — сказал градоначальник в интервью РИА Новости на полях ПМЭФ.

Однако петербуржцы возмущены тем, что ради ВСМ изымут и снесут десятки зданий на Лиговском проспекте. Под снос попадают 11 объектов компании ООО «Аванта», включая бизнес-центр, в котором находится известная офтальмологическая клиника «Счастливый взгляд». Всего, как писал «РБК Петербург», собираются ликвидировать около 18,3 тыс. квадратных метров коммерческой недвижимости.
На территории Кокоревских складов находятся сотни предприятий малого и среднего бизнеса — концертные площадки, бары, магазины и кафе. Еженедельно их посещают десятки тысяч человек.
Самые старые и ценные корпуса построил в 1873 году архитектор Иван Мерц. Он также создал Центральную городскую водопроводную станцию, ограды и фонтан Александровского сада. Многие работы Мерца признаны объектами культурного наследия. Такой же статус был у Кокоревских складов, но в 2005 году охранный статус сняли.

Также на территории находятся исторические корпуса бывшей шоколадно-бисквитной фабрики «Блигкен и Робинсон». Сейчас в этом помещении находится одна из самых крупных офтальмологических клиник «Счастливый взгляд». На её месте хотят построить выход со станции метро «Лиговский проспект».
Авторы обращения к Владимиру Путину считают, что возведение новой станции в 500 метрах от «Площади Восстания» абсолютно нерационально. Руководство клиники также встревожено происходящим, так как оборудование внутри невозможно перевезти.
Главный архитектор института «Горпроект» Филипп Никандров назвал проект терминала ВСМ «вокзалом-Франкенштейном», который «неадекватно, неуклюже и некрасиво сшит из разных заплаток и кусков исторических строений, платформ и пешеходных мостов-переходов».
«К сожалению, текущий проект является актом полной близорукости в виде архитектурной концепции вокзального комплекса ВСМ, неадекватного ни своему месту и статусу, ни функционалу», — сказал Филипп Никандров.
Архитектор считает, что главному вокзалу в Петербурге нужен масштаб городской площади и многоуровневый гигантский корпус с вокзальными сервисами, а не платформы, которые втиснули в склады Кокоревых.
Кроме того, по словам петербуржцев, Лиговский проспект уже сейчас постоянно скован пробками. Строительство терминала ВСМ может ухудшить ситуацию.
Экспертное сообщество уверено, что выход с метро нужно разместить с противоположной стороны путей Московского вокзала, в районе Товарного переулка и Кременчугской улицы. В этом районе есть проблемы с количеством общественного транспорта. Плюс рядом находится Боткинская больница.
Собственники и арендаторы Лиговского проспекта, 50–52, также просят президента отказаться от изъятия их здания и строительства терминала ВСМ. Они предлагают организовать прибытие скоростных поездов на Витебский или Ладожский вокзалы или построить терминал в районе железнодорожных станций Боровая или Волковская. Пересмотр места строительства терминала собеседники Neva.Today называют одним из самых логичных вариантов, потому что инфраструктурные вопросы в районе существующего Московского вокзала решить практически не возможно, а это означает пассажиры терминала ВСМ не смогут получить должного уровня комфорта и удобства, а значит цели проекта, который реализуется по поручению Президента, достигнуты не будут.
Напомним, что в последней версии проекта решили частично интегрировать исторические здания складов Кокоревых возле Московского вокзала в платформу терминала для прибытия поездов ВСМ. Власти согласились передвинуть несколько зданий Фарфоровского поста, так их не будут сносить.
Общая стоимость магистрали составит 2,349 трлн рублей, а ее запуск уменьшит загрузку самолетов. Власти ожидают, что отток пассажиров составит 14%.
При этом в петербургском аэропорту Пулково готовятся к строительству нового терминала. Как ранее заявлял председатель правления ПАО «ВТБ» Андрей Костин, «пассажиропоток увеличивается, а мощности для дальнейшего роста практически исчерпаны». Стоимость проекта оценивается в 200 млрд рублей. Будет ли пересмотр планов по расширению Пулково в связи с перераспределением пассажиропотока на ВСМ, пока не сообщается.