Система ОМС обеспечивает россиянам право на получение базовой медицинской помощи согласно утвержденному перечню услуг. Тем не менее, на практике нередко встречаются случаи отказа в предоставлении предусмотренных ОМС медицинских услуг.
В беседе с RuNews24.ru юрист Светлана Стрежнева уточнила, что права пациентов, включая выбор врача и медицинского учреждения из реестра участников системы ОМС, а также получение профилактической, диагностической, лечебной и реабилитационной помощи в условиях, отвечающих санитарным нормам, закреплены в пункте 5 статьи 19 Закона об обязательном медицинском страховании.
Отказ в предоставлении медицинской помощи по полису ОМС возможен при отсутствии оформленного страхового полиса (за исключением экстренных случаев), письменного отказа пациента от лечения, либо если запрашиваемая услуга не входит в программу ОМС. Также основанием для отказа может служить обращение в медицинское учреждение, не оказывающее услуги по ОМС, плановый визит в организацию без прикрепления или направления, а также отсутствие медицинских показаний для оказания помощи.
Стрежнева пояснила, что при отказе в медицинской помощи по программе ОМС (желательно зафиксированном письменно), пациент вправе подать жалобу в страховую компанию, выдавшую полис, территориальные подразделения Минздрава или Росздравнадзора, а также обратиться в прокуратуру или судебные органы.