В российских школах наблюдается острый дефицит педагогических кадров. Данную проблему неоднократно поднимали представители высшего руководства страны, в то время как региональные власти разрабатывают различные подходы к ее устранению. В отдельных районах практикуют существенное повышение зарплат для привлечения учителей в сельские образовательные учреждения.
Председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков в интервью «ФедералПресс» заявил, что реальный дефицит педагогических кадров в российских школах существенно превышает официальные данные министерств. Он объяснил это нежеланием директоров публиковать все вакансии, поскольку администрациям выгоднее увеличивать нагрузку на работающих педагогов.
По словам Казакова, такой подход позволяет школам формально выполнять требования «майских указов» Владимира Путина о повышении зарплат, искусственно увеличивая доходы учителей за счет многократных ставок. Он привел примеры, когда педагоги вынуждены работать на полторы-две ставки, а в отдельных случаях – даже на четырех ставках с дополнительным классным руководством.
Казаков назвал низкие зарплаты основной причиной нехватки учителей в школах. Он пояснил, что стандартная педагогическая нагрузка составляет одну ставку – 18 учебных часов в неделю. По его словам, эти 18 часов предполагают не только проведение уроков, но и предусматривают дополнительное время для подготовки к занятиям, проверки домашних работ, методической деятельности и изучения учебных материалов.
Однако Казаков отметил, что даже при такой полной нагрузке в большинстве регионов страны учителя получают зарплату, которая едва превышает установленный минимальный размер оплаты труда.