Власти Санкт-Петербурга разрабатывают допсоглашение с операторами кикшеринга, согласно которому компании будут перечислять средства в городской бюджет. Как пояснили в Комитете по транспорту, эти деньги пойдут на создание парковок для средств индивидуальной мобильности (СИМ) и строительство велодорожек.
По словам заместителя председателя комитета Михаила Казакова, документ пока находится в разработке. Обсуждаются два варианта платежей: фиксированная ставка 1000 рублей за каждый электросамокат в сезон либо арендная плата за использование городских территорий под парковки. При текущем парке в 42 тыс. единиц первый вариант может принести городу до 42 млн рублей в год.
Чиновник добавил, что новая схема может заработать уже в ближайшие месяцы. Городские власти уже проработали около 13 тыс. возможных мест для парковок СИМ. Казаков подчеркнул, что оба варианта свидетельствуют о готовности бизнеса участвовать в развитии транспортной инфраструктуры.
Сейчас соглашения с городом действуют у трех операторов — «Яндекс.Go», Whoosh и «МТС Юрент». Все компании подтвердили участие в переговорах, но конкретные условия пока не согласованы.
Представитель «МТС Юрент» сообщил, что механизм финансирования инфраструктуры пока обсуждается. В Whoosh также заявили о необходимости выработки взаимоприемлемой модели.
Руководитель по взаимодействию с органами власти «Яндекс.Go» Павел Крупинов отметил сложности расчета платежей из-за сезонных колебаний числа самокатов. По его данным, в пиковый период в городе работает около 18 тыс. единиц техники, что может означать выплаты в 18 млн рублей.
Эксперты сомневаются в эффективности инициативы. Транспортный инженер Иван Вергазов считает, что собранные средства могут быть направлены на общие дорожные нужды, а операторы переложат издержки на пользователей.
Аналитик Владислав Булгаков указал, что 42 млн рублей — несущественная сумма для городского бюджета. По его расчетам, этих средств хватит лишь на несколько километров велодорожек, тогда как потребность оценивается в сотни километров.
Напомним, согласно планам до 2030 года, в Петербурге должно появиться более 800 км велодорожек, но текущие темпы строительства отстают от графика. Глава Комитета по транспорту Валентин Енокаев ранее отмечал необходимость синхронизации развития городской инфраструктуры с регулированием использования средств индивидуальной мобильности.
Он акцентировал важность обеспечения безопасности на дорогах, в частности, за счет расширения велосипедной инфраструктуры. При этом глава Комтранса указал, что это может привести к сокращению автомобильных полос и уменьшению парковочных зон. Чиновник напомнил, что интересы велосипедистов уже учтены в Комплексной схеме организации дорожного движения 2024 года, а развитие велодорожек остается приоритетом ведомства.
Ранее вице-губернатор Кирилл Поляков ссылался на поручение президента РФ по развитию спортивной инфраструктуры, отметив, что за пять лет количество спортивных объектов в Петербурге увеличилось на 10%, а почти 3 млн горожан регулярно занимаются спортом, включая велосипедный.