Российский автомобильный рынок переживает не лучшие времена — после небывалого взлета в 2023–2024 гг. сегодня продажи резко сократились практически во всех сегментах. Лишь относительно недавно на рынке начали появляться признаки стабилизации, хотя делать выводы пока рано. И все же на общем безрадостном фоне наблюдатели отмечают довольно удивительный феномен — параллельно с падением и стагнацией в легковом и грузовом сегментах наблюдается резкий рост продаж в секторе пикапов. Это вызывает нескрываемое удивление, учитывая тот факт, что в РФ и СССР такой тип кузова никогда не пользовался особой популярностью.
То, что приход на российский рынок пикапов превращается в полноценный тренд, стало окончательно ясно по итогам крупнейшей выставки коммерческого транспорта COMvex 2025.
О причинах таких изменений и об общей ситуации на рынке грузовой техники журналисту издания «Ридус» рассказала Наталья Королева, заместитель генерального директора АО «МБ РУС» — эксклюзивного дистрибьютора пикапов и фургонов Foton в РФ.
«Ридус»: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на автомобильном рынке? Можно ли считать происходящее полноценным кризисом? И если да, то когда всё закончится?
Наталья Королева: К сожалению, никто не может точно предсказать, когда ситуация на автомобильном рынке стабилизируется. Продолжительность и последствия текущей ситуации будут зависеть от многих факторов, включая:
В целом на российском автомобильном рынке сохраняются ожидания стабилизации на уровне 80 — 100 тысяч проданных автомобилей в месяц. При сегментированном анализе наибольшую устойчивость показывает рынок лёгких коммерческих автомобилей (LCV). Так, по итогам апреля 2025 года снижение объёмов продаж в этом сегменте составило порядка 16%, что является относительно незначительным показателем на фоне более глубокого падения в других категориях.
«Ридус»: Почему так происходит?
Наталья Королева: Сегмент LCV показывает более устойчивые перспективы на фоне общего спада. На рынке в целом присутствует умеренный оптимизм, связанный с ожиданиями экономического оживления. Буквально накануне министр финансов РФ заявил, что фаза замедления экономики, по его мнению, достигла предела, и настало время рассматривать меры по её стимулированию. Во втором полугодии участники рынка ожидают позитивной динамики.
Тем не менее текущая ситуация остаётся сложной — речь идёт как о возвратах техники в лизинговые компании, так и о значительных объемах ТС на складах. По состоянию на конец апреля на складах числилось сотни тысяч единиц автотехники, и этот объём продолжает увеличиваться за счёт техники, изымаемой у владельцев.
«Ридус»: Вы имеете в виду «отказников»?
Наталья Королева: Значительная часть компаний сегодня сталкивается с высокой финанс...