15 сентября суд в Анкаре должен начаться процесс по делу ведущей оппозиционной силы страны — Республиканской народной партии (РНП). Прокуратура в своем иске требует отменить итоги 38-го ежегодного съезда РНП, который прошел в ноябре 2023 года и на котором был избран новейший лидер партии — Озгюр Озель. (На этом посту он сменил Кемаля Кылычдароглу, который возглавлял партию на протяжении 13 лет, а в 2023 году проиграл президентские выборы действующему главе государства Реджепу Тайипу Эрдогану.) При этом, по версии прокуратуры, часть делегатов съезда были подкуплены, чтобы они голосовали за Озеля.
Если суд признает решения съезда недействительными, Озель может лишиться должности председателя РНП, и ее возглавит назначенное судом временное руководство. Прецедент уже есть — 2 сентября суд в Стамбуле постановил отменить результаты регионального конгресса партии, который прошел в октябре 2023 года и на котором главой отделения РНП в Стамбуле был избран Озгюр Челик. Как утверждала прокуратура, голосовавшие за него делегаты были подкуплены. Суд счел это доказанным, и все руководство стамбульского отделения во главе с Челиком было отстранено от работы (фигурантам дела грозят тюремные сроки от одного до трех лет), а временным главой городского отделения РНП был назначен член партии Гюрсель Текин.
Эти решения вызвали массовые протесты в Стамбуле. Текин не смог войти в офис РНП, заблокированный сторонниками оппозиции; сделать это ему удалось только после того, как полиция разогнала протестующих. При этом власти продолжают давление на РНП, которая на прошлогодних местных выборах суммарно получила практически 40% голосов и представители которой победили в том числе на выборах мэров крупнейших городов республики — Анкары и Стамбула. Утром 13 сентября в Стамбуле по обвинению в коррупции были задержаны представляющий РНП глава одного из районов города и 47 чиновников. Они отрицают вину и утверждают, что все обвинения политически мотивированы.
Если суд аннулирует полномочия Озеля как председателя РНП, то 21 сентября она планирует провести внеочередной съезд, чтобы определиться с новым руководителем. Не исключено, что это место вновь займет Кылычдароглу. Однако Озель не сдается, активно выступая на митингах, в СМИ и соцсетях. «Страна с нами! — написал он в своем аккаунте 10 сентября после очередного митинга в Стамбуле, прошедшего на полностью заполненной его сторонниками площади Кадыкей. — Я от всего сердца благодарю площадь Кадыкей за то, что сегодня она побила рекорды и вошла в историю. Горстка заговорщиков не сможет поставить эту страну на колени!»
По итогам парламентских выборов 2023 года в 600-местное однопалатное Великое национальное собрание Турции прошли более 10 партий и альянсов. У правящей Партии справедливости и развития (ПСР) — 272 места. Ее основатель и лидер — действующий президент Реджеп Тайип Эрдоган (занимает этот пост с 2014 года, до этого с 2003 по 2014 годы был премьер-министром). Республиканская народная партия (РНП) получила 137 мест. Это старейшая в Турции партия — ее в 1923 году основал первый президент современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк.
Турецкие власти развернули масштабную кампанию против РНП в прошлом году. В марте был арестован мэр Стамбула, член РНП Экрем Имамоглу. Он возглавляет мэрию с 2019 года, а в 2024-м был переизбран. Ему вменяли, во-первых, причастность к терроризму — речь о связях с признанной в Турции террористической Рабочей партии Курдистана (РПК; в мае 2025 года она заявила, что прекращает вооруженную борьбу с турецкими властями и прекращает свою деятельность); во-вторых, коррупцию и отмывание денег. Его полномочия мэра были приостановлены.
Задержание Имамоглу произошло за несколько дней до праймериз РНП, на которых он должен был заявить о своем намерении баллотироваться в президенты Турции в 2028 году. Руководство РНП обвинения в адрес одного из ведущих ее представителей отвергло, назвав арест политическим. «Мы столкнулись с попыткой переворота против нашего следующего президента. Наша нация любит свое государство, но если кто-то попытается настроить государство против нации, нация этого не допустит», — заявил тогда Озель. На улицы вышли с протестами тысячи сторонников РНП, десятки из них были задержаны.
Президент Эрдоган тогда назвал руководство РНП, призывавшее к протестам, «спекулянтами, которые, защищая свои интересы и бизнес, пытаются подорвать стабильность страны, подстрекая народ и запугивая Турцию». «К сожалению, Республиканская народная партия выстроила асимметричные связи с незаконными организациями и погрязла в коррупции. Явно, что партии необходимо дистанцироваться не только от нечистоплотных людей, захвативших муниципалитеты, но и от маргинальных структур и террористических организаций», — утверждал также турецкий лидер.
Имамоглу вину не признал, а РНП продолжила проводить по все стране митинги в его поддержку, а также начала сбор подписей под требованием провести досрочные президентские выборы, на которых кандидатом от оппозиции был бы Имамоглу. При этом в июле суд приговорил его к 20 месяцам лишения свободы за оскорбление должностного лица — его возбудили в конце января из-за резких высказываний Имамоглу в адрес прокурора Стамбула. Кроме того, в сентябре начались слушания по другому уголовному делу Имамоглу — его обвиняют в подделке диплома о высшем образовании. Обвинение требует для него длительного тюремного заключения и запрета заниматься политической деятельностью.
Давление турецких властей на РНП опрошенные РБК эксперты объясняют их намерением серьезно ослабить оппозицию в преддверии выборов 2028 года. Однако о полной ликвидации старейшей партии страны речи не идет, полагает автор телеграм-канала «Повестка дня Турции», главный редактор «МК в Турции» Яшар Ниязбаев. «Скорее, цель — ослабить, показав избирателям, что основная оппозиционная партия погрязла в коррупции, разобщена и не может найти общий язык даже внутри себя. Расчет — помешать кемалистам набрать такой же высокий процент, который они получили на местных выборах в прошлом году, — говорит он. — РНП остается крупнейшей оппозиционной силой, за ней мегаполисы, около четверти голосов по разным опросам, прочная база среди светских горожан и алевитов (субэтническая и религиозная община в Турции. — РБК)».
После 38-го съезда РНП, легитимность которого сегодня оспаривается в суде, во главе партии оказались достаточно энергичные люди, говорит старший научный сотрудник сектора Турции в Центре изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. «Это достаточно молодые — особенно по сравнению с руководством правящей партии — люди, которые по многим соцопросам возглавляли рейтинги. На муниципальных выборах РНП показала хороший результат, став фактически первой партией в стране, и для властей это стало звоночком, что надо принимать меры», — сказал РБК эксперт, добавив, что правящая ПСР в последние годы успехов не демонстрировала, а может даже наоборот — экономическая ситуация в Турции непростая.
На этом фоне властям нужно снизить популярность оппозиции, и 1 из вариантов — возвращение во главу РНП Кылычдароглу, который и прежде по популярности уступал Эрдогану, считает Гаджиев. «Если суд отменит решения 38-го съезда и установит внешнее управление в лице Кылычдароглу, то следует ожидать жесткого противодействия как сторонников партии, так и других оппозиционных сил, — прогнозирует эксперт. — Это будет означать удар по всей оппозиции — другие партии, присоединяясь к протестам РНП, будут выступать не столько за ее права, но в целом за принципы Мустафы Кемаля Ататюрка, которые эта партия отстаивает и на которых выросла современная Турция».