Автомобили давно перестали быть просто средством передвижения — сегодня это крупная инвестиция и важный элемент комфорта. Однако именно на этой почве всё чаще возникают мошеннические схемы, особенно в автосалонах, где доверие покупателя может обернуться серьёзными потерями. Так произошло в Самаре, где десятки пострадавших сегодня пытаются вернуть свои деньги, потраченные на "выгодные" автомобили, которых они, в лучшем случае, так и не увидели.
Жители Самары стали жертвами автосалона, который заманивал клиентов агрессивным маркетингом: привлекательными ценами, быстрой доставкой и "подарками". Всё это сопровождалось подписанием дополнительного соглашения — по словам менеджеров, в нём фиксировались более выгодные условия сделки. На деле же — документ давал салону полный контроль над итоговой ценой.
Согласно условиям договора, отказаться от навязанных услуг (дополнительного страхования, сигнализации, обработки кузова и т. п.) было практически невозможно. Иначе — штраф, достигающий 50% стоимости автомобиля. Таким образом, цена машины увеличивалась на сотни тысяч рублей, а те, кто не соглашался, уходили с пустыми руками и серьёзными финансовыми потерями.
Сейчас автосалон закрыт. На двери — табличка "Закрыт по техническим причинам", а его клиенты пытаются вернуть деньги через суд. Невзирая на положительные решения, выплаты никто пока не получил. История уже привлекла внимание Следственного комитета.
Как рассказывает автоюрист и правозащитник Лев Воропаев, манипуляции с документами — лишь часть схемы. На деле мошенники активно используют психологическое давление.
"По много часов мурыжат в салоне, описывают условия одного договора, а по факту подсовывают совершенно другой или давят на быстрое заключение сделки, чтобы сэкономить время", — говорит Воропаев.
Уставшие и уставшие клиенты, находясь в стрессе, часто подписывают документы, не вникая в детали. Этим и пользуются аферисты.
Чтобы защитить себя, стоит соблюдать несколько простых, но важных правил:
никогда не гнаться за самыми низкими ценами. Как подчёркивает Воропаев, цена, которая в полтора-два раза ниже рыночной — практически гарантированный признак обмана. "Бесплатный сыр только в мышеловке", — напоминает юрист.
обращаться только в салоны официальных дилеров. Узнать, кто действительно аккредитован, можно на сайте автомобильного бренда. При этом важно помнить: даже наличие фирменного логотипа на здании не является подтверждением статуса.
избегать предзаказов, если нет полной уверенности. Дмитрий Славнов, другой автоюрист, советует покупать автомобили, которые уже есть на площадке. Это позволяет тщательно осмотреть машину и зафиксировать её стоимость в договоре. "Цена машины по предзаказу может измениться даже у официального дилера — из-за колебаний курса или условий поставщика", — объясняет он.
внимательно читать договоры. Даже если продавец убеждает, что "всё по-честному", важно самостоятельно проверить каждый пункт. "Ни дилерам, ни другим продавцам никогда нельзя верить на слово. Условия будут только те, которые прописаны в договоре и зафиксированы подписями", — подчёркивает Славнов.
избегать импульсивных решений. Выбор автомобиля — процесс, который требует подготовки. Не стоит идти в салон "просто посмотреть". Любое внезапное решение в таком деле — потенциальная угроза для вашего бюджета.
Самарский случай — не исключение. За последние 2 года число жалоб на недобросовестные автосалоны в РФ значительно выросло. Мошенники действуют по отлаженной схеме: фиктивные скидки, скрытые условия, давление и отказ от возврата средств. Часто такие салоны работают под разными названиями и переезжают, как только накапливается слишком много жалоб.
По данным Общественной коллегии по защите прав потребителей, в 2024 году жалобы на автосалоны вошли в тройку самых распространённых обращений. И это только официально зарегистрированные случаи.