Дональд Трамп заявил, что готов ввести жесткие санкции против России только в случае, если страны НАТО первыми прекратят закупки российской нефти. Он также предложил союзникам и Вашингтону повысить пошлины на китайский импорт

Президент США Дональд Трамп заявил, что готов ввести «серьезные санкции» против Москвы, если члены НАТО прекратят закупать российскую нефть. Он добавил, что закупки нефти странами НАТО «шокируют», и заявил, что это «значительно ослабляет ваши позиции на переговорах и переговорную силу в отношении России». Также он заявил, что, по его мнению, прекращение закупок российской нефти в сочетании с введением пошлин на Китай в размере от 50% до 100% как членами НАТО, так и США поможет положить конец тому, что он назвал «абсурдной войной». Что происходит?
Заявление Трампа по поводу готовности ввести новые санкции против России только после того, как это сделают страны НАТО, уже встретило скептическую оценку в американской прессе. Газета The Washington Post, сославшись на анонимных критиков, написала, что это может еще больше затормозить попытки оказать давление на Владимира Путина с целью прекращения боевых действий в Украине. Поскольку как минимум несколько стран НАТО не захотят первыми идти на такой шаг, рискуя столкнуться с повышенными издержками для своей экономики. Да и вообще непривычная ситуация, когда Америка говорит: «Давайте вы сами первыми начнете».
Ровно так же обстоит дело с пошлинами на китайский импорт в Европу, объем которого в прошлом году превысил 0,5 трлн долларов. К тому же никто всерьез еще не анализировал последствия паралича торговли сначала Китая с ЕС, а потом и с Америкой.
Зато Дональда Трампа станут критиковать за то, что он с помощью хитрой тактики избегает сам инициировать жесткие шаги против Москвы. Впрочем, это может стать частью сознательной переговорной тактики, позволив Трампу играть роль «доброго следователя», с которым дело иметь предпочтительнее. При этом он не будет предпринимать ничего серьезного против попыток других политиков или институтов ужесточить санкционный режим в отношении России.
Сейчас, например, выйдя с каникул, ожидаемо активизировался конгресс. Там группа республиканцев-«ястребов» готовит сразу несколько законопроектов в этом духе. Один — о внесении России в список стран — спонсоров международного терроризма с требованием вернуть на Украину 19 тысяч перемещенных с ее территории детей. Другой — о все тех же пошлинах на китайский и индийский импорт в качестве наказания за покупку российской нефти. Попытки будут продолжаться и в конечном счете могут быть оформлены в виде поправок к важному закону, на которые Трамп просто не сможет наложить вето, даже если захочет. Примерно так вводились некоторые санкции в годы первого его президентства.
К тому же, постоянно напоминая о своем требовании к союзникам ввести пошлины в отношении Китая, президент США как минимум создает информационное давление, на которое как-то придется реагировать. Пока, впрочем, реакция сводится к тому, что давайте введем против русских еще больше санкций. Или визы им ограничим.
В итоге создается соответствующий информационный фон. В том смысле, что саммит на Аляске забыт и перебит «провоенными инициативами». И даже о Стамбуле уже никто не вспоминает. Кто-то туда собирается еще ехать, повышать уровень делегации, формировать рабочие группы? Нет же. Все заиграли «ястребы».

Очень «вовремя» тут подвернулся и инцидент с залетевшими в Польшу дронами. Он стал новым шагом по пути нагнетания обстановки «военной тревоги», которая постепенно будет обретать черты «гибридной войны». Пока — гибридной. Но теперь даже в случае каких-либо технических аварий или происшествий первая версия, которую всерьез будут рассматривать в Европе, — что это, мол, дело русских.
Польша уже поднимала истребители для отражения, как подчеркивалось, российских дронов, даже звучали сигналы воздушной тревоги поднимали авиацию и румыны — под одобрительные комментарии украинского лидера в стилистике «Пусть сильнее грянет буря». Какое тут урегулирование? Какие территориальные уступки?
Также Варшава отвергла предложения Москвы о взаимных консультациях. То ли из гордости, то ли сочли издевательством, то ли — и это, пожалуй, самая правдоподобная причина — просто не хотят ни о чем в принципе разговаривать с русскими.
Вашингтон пока не занял однозначную позицию по теме «вторжения дронов». Госсекретарь США Марко Рубио поддержал версию своего начальника, допустив, что это были непреднамеренные действия. Однако, следуя своему амплуа, добавил, что это было «неприемлемое, досадное и опасное событие», по поводу которого США все еще собирают информацию. Мол, ответ может быть разным.
Польша не боится перечить самому Трампу и настаивает, что русские действовали сознательно и вообще часть дронов летели непосредственно в направлении одной из военных баз. Глава МИД Польши Радослав Сикорский продолжает развивать эту версию вторжения 19 дронов в Польшу 10 сентября. По его словам, это было попыткой проверить реакцию НАТО путем постепенной эскалации, но не спровоцировав сразу полномасштабный ответ. При том что он признал, что ни один из дронов не нес боезаряд.
Спецпредставитель Трампа по Украине Кит Келлог, находясь в Киеве, по-своему порадовал европейских коллег, сообщив им, что президент США все больше «раздражается» Путиным. Однако он также и предупредил европейцев, разочарованных якобы мягкостью Трампа по отношению к российскому лидеру, что не стоит давить на него слишком сильно. «Я бы посоветовал всем, кто работает с президентом Трампом, не ставить его в положение, в котором он будет думать, что его используют. Это, вероятно, худшее, что можно с ним сделать», — сказал Келлог. Вряд ли те, кому это обращено, внемлют этому предупреждению. Будут пытаться использовать Трампа и манипулировать им и дальше. Каждый по-своему.