Аграрные вузы: фабрика бесполезных дипломов. Только 13% выпускников идут работать в агросектор

КОНТ 20 часов назад 9
Preview

Огромная образовательная машина российского АПК, включающая более 50 специализированных университетов и десятки факультетов, демонстрирует шокирующую неэффективность. Озвученная министром сельского хозяйства Оксаной Лут цифра в 13% выпускников, идущих работать по специальности, — это не просто статистика, а приговор всей системе целевой подготовки кадров для стратегической отрасли.

Цифры, которые говорят сами за себя

Для понимания масштаба проблемы стоит обратиться к данным Росстата и самого Минсельхоза:

* Ежегодно аграрные вузы выпускают около 25-30 тысяч специалистов.

* Из них, по данным министра, лишь 3.5 – 4 тысячи человек приходят в агробизнес.

* При этом потребность sectorа оценивается в 150 тысяч новых работников ежегодно, из которых до 40-50 тысяч должны быть специалистами с высшим образованием.

* Бюджетные места в аграрных вузах лишь на 30-40% укомплектованы целевыми студентами, чья отдача составляет те самые 13%. Остальные места занимают абитуриенты, для которых учеба — просто способ получить диплом.

Получается парадокс: на фоне рекордных урожаев и роста экспорта сельхозпродукции (по данным ФТС, в 2023 году он составил $45 млрд) отрасль стоит на пороге острейшего кадрового кризиса. Инвестиции в технику и технологии (по данным Росстата, объем инвестиций в основной капитал в АПК в 2023 году превысил 1,7 трлн рублей) могут обесцениться из-за отсутствия квалифицированных людей, способных со всем этим работать.

Мнение эксперта: «Разрыв между вузом и полем колоссальный»

«Система аграрного образования сегодня работает сама на себя, — считает Алексей Барандов, директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС. — Основная проблема — в глубочайшем разрыве между учебными программами и реальными потребностями бизнеса. Студентов до сих пор учат по нормативам XX века, в то время как передовые хозяйства уже работают с Big Data, CRISPR и системами спутникового мониторинга. Выпускник приезжает на современную ферму и понимает, что его пять лет учили совсем не тому. Ему требуется доучиваться с нуля, и далеко не все работодатели готовы на это тратить время и ресурсы».

Почему выпускники бегут с полей? Структура проблемы

Аналитики выделяют три ключевые причины, по которым выпускники не возвращаются в sector:

1. Материальный фактор. По данным портала Trud.com, средняя зарплата начинающего агронома или зоотехника в глубинке составляет 25-35 тысяч рублей. Для сравнения, выпускник IT-направления может рассчитывать на стартовый доход в 80-100 тысяч рублей даже в регионах.

2. Социальный вакуум. «Молодой специалист, приезжая в село, сталкивается не просто с низкой зарплатой, а с отсутствием элементарной социальной инфраструктуры: современной поликлиники, школ для детей, доступного высокоскоростного интернета, — поясняет Ирина Злотникова, ведущий научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики. — Государственные программы вроде «Земского доктора» или «Социального развития села» носят точечный характер и не решают проблему системно».

3. Устаревшая система обучения. Как отмечает Алексей Барандов, «до сих пор в учебных планах огромное количество часов отведено под устаревшие дисциплины, в то время как на цифровизацию, экономику и менеджмент отводятся второстепенные роли. Практики на современных предприятиях либо формальны, либо отсутствуют вовсе».

Целевой набор: панацея или необходимость?

Озвученная министром Лут цель в 70% трудоустройства выглядит недостижимой без радикальных мер. Наиболее очевидным решением эксперты называют тотальное внедрение системы целевого обучения по образцу медицинской отрасли.

«В здравоохранении целевой набор показывает эффективность, — комментирует Ирина Злотникова. — Выпускник обязан отработать три года в учреждении, которое его направило. Это дисциплинирует и студента, и работодателя. В АПК же целевики часто лишь формально числятся в хозяйствах, а после получения диплома разрывают контракты, выплачивая ничтожную неустойку, несопоставимую с costами на их обучение».

Мнение работодателя: «Нужны трехсторонние договоры»

«Проблему не решить только деньгами, — считает Сергей Злочевский, председатель совета директоров агрохолдинга «Степь». — Необходимы трехсторонние договоры между вузом, студентом и хозяйством. Предприятие должно участвовать в формировании учебной программы, обеспечивать современную базу для практики и гарантировать не просто работу, а карьерный трек и жилье. Студент со второго-третьего курса должен погружаться в специфику будущего места работы, а не приходить на него впервые после получения диплома».

Текущая ситуация, при которой миллиарды бюджетных рублей (только на высшее аграрное образование ежегодно выделяется свыше 20 млрд рублей) уходят на подготовку кадров для такси и торговых центров, является вопиющей расточительностью. Рекорды в сельском хозяйстве скоро могут упереться в «кадровый потолок».

Для прорыва нужна не просто корректировка, а глубокая перезагрузка всей системы образования: от пересмотра ФГОСов и массового внедрения целевого контрактирования до прямой финансовой ответственности регионов и предприятий за привлечение и закрепление молодых специалистов на селе. Без этого аграрное образование так и останется гигантской фабрикой по производству бесполезных дипломов.

https://ok.ru/dzen/article/aMfN811gUgO06Tnb

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'