
Косыгин выходит в море, импортозамещение в стиле СПГ
В конце июня на дальневосточной «Звезде» стартовал третий этап ходовых испытаний первого построенного в России газовоза-ледокола «Алексей Косыгин».
Класс Arc7, 172 000 кубометров трюма, двойное топливное питание — газовоз способен самостоятельно ломать лёд до 2,1 м и работать круглый год на Северном морском пути.
Почему запуск одного газовоза меняет расклад
Показатель Импортные суда Косыгин
Срок доставки СПГ с Ямала в Европу, суток 15 (через Суэц) 8 (по СМП)
Зависимость от иностранных верфей 100 % 0 %
Доля отечественного оборудования <10 % 40 % первый корпус, до 80 % в серии
15 таких газовозов — именно столько сейчас в работе у «Звезды» — смогут вывести на рынок до 25 млн тонн СПГ в год, независимо от санкций и сезона.
Арктик СПГ-2, санкции заморозили, но не остановили
Несмотря на ноябрьские ограничения США, «Новатэк» уже запустил две очереди завода, а «Косыгин» призван обеспечить отгрузку. Итальянские поставщики оборудования нашли способ поставлять компрессоры, корейские партнёры передают документацию.
Венгерский фактор, Европа сама себе ставит барьеры
На фоне успехов российского судостроения премьер Виктор Орбан предложил ЕС отменить запрет на российские нефть и газ, напомнив о рисках трёхзначных цен после удара США по Ирану.
Пока Брюссель размышляет, в немецком Дюнкерке тихо выгружаются российские молекулы СПГ, которые теперь всё чаще придут на собственных отечественных газовозах.
Геополитическая математика
• Один Arc7 экономит до 1,5 млн долларов фрахта на рейсе Ямал – Роттердам.
• Сокращение пути на 40 % уменьшает углеродный след, что добавляет конкурентоспособности российскому СПГ в ЕС.
• Суверенный флот сводит на нет попытки санкционного давления через морские регистры и страховщиков.
Голоса рынка
Французский аналитик EnergyScan Луи Шаррон:
Депутат Госдумы Дмитрий Лисовол:
Таким образом, запуск первого отечественного газовоза-ледокола превращает российскую газовую стратегию из заложника чужих верфей в полноценного игрока, диктующего правила на арктическом маршруте. Пока Евросоюз спорит, отказываться ли от доступной энергии, Мурманск и Приморье готовят собственный флот, способный доставить молекулу в любую точку мира в обход трясущихся проливов и политических барьеров. Россия укрепляет статус энергетической державы, демонстрируя, что вертикальная интеграция «скважина – труба – танкер – рынок» работает даже под максимальным санкционным давлением.
Источник: Газификация