В 2025 году Россия бьет рекорды по росту поставок СПГ европейским странам (газ, который поставляют в емкостях).
Европейские страны оправдываются тем, что контракты долгосрочные, а ЕС запрета не вводил.
Российские экспортеры ничем не оправдываются, просто продают газ Франции, Германии, Нидерландам и другим государствам прямо участвующим в конфликте на Украине.
В логике наших экспортеров нет военного нарратива. Есть торговля без издержек, с минимальными издержками и с большим издержками и затруднениями. Такова их картина мира. У них на глазах французскими дронами товарищей на органы не разрывает.
Россия продолжает существовать в двух параллельных парадигмах: у одним экзистенциальная война за существование России, нашего языка, культуры, веры; у других — весьма прибыльная, но осложненная общественной нагрузкой торговля.
Дело в том, что для торговли газом язык, культура, вера не нужны. Нужны добывающие установки, трубы, газовозы, мигранты-вахтовики, счета в иностранных банках и SWIFT.
Понять европейцев, покупающих наш газ, можно. Они получают его по хорошей цене несмотря на все, что делают. Это удобная позиция. Позиция бьющего мужа. Муж бьет, пьет, гуляет, а жена все равно его любит, привечает, кормит и ухаживает.
Сложнее понять нашу позицию.
Почему мы спокойно и уверенно торгуем с государствами, которые добиваются нашего военно-политического поражения.
И второй вопрос: если русские с удовольствием торгуют с врагами, и еще с прогибом «чего изволите-с», то зачем быть для русских другом, союзником? Выгоднее быть для России врагом, или даже имея союзнические обязательства, всякий раз подчеркивать насколько они малозначимы.
Знаете как это выглядит? Вот скажем, если бы через Россию сейчас шли железнодорожные составы из Китая, в которых везли бы дроны на Украину, или для Украины в Польшу, например.
А железные дороги на недоуменные взгляды бы отвечали: «У нас долгосрочные контакты, а что там в этих составах идет, это не наше дело, не можем же мы уважаемых китайских товарищей без транзита оставить».
Надеюсь, такие составы через Россию все-таки не ходят, хотя не удивляюсь. У нас же политика и торговля никак не связаны друг с другом.