
Игорь СМОЛИЧ
В центре политической жизни Европейского союза на протяжении последние нескольких лет центральной темой является придуманная западными идеологами-русофобами «российская угроза». События на Украине, где Россия проводит специальную военную операцию (СВО), преподносится простому европейскому обывателю как самое красноречивое доказательство «агрессивности» Москвы, вне зависимости от реальных причин происходящего. На этом фоне неудивительным является процесс постепенной милитаризации Евросоюза, официально обоснованной стремлением Брюсселя «укрепить оборонный потенциал» объединения. Вместе с тем, грандиозные планы ЕС по развитию местного военно-промышленного комплекса (ВПК) сегодня выглядят довольно неоднозначно, вызывая серьезные сомнения даже в среде западных экспертов.
Необходимо отметить, что в последние месяцы на Западе все громче стали звучать заявления о том, что европейский ВПК находится далеко не в лучшей своей форме и значительно уступает российскому. Можно, например, вспомнить, что еще в январе генсек НАТО Марк Рютте заявил, что Россия произвела за три месяца больше вооружения, чем весь альянс за год, а в марте он же подчёркивал, что страны блока значительно отстают в оборонно-промышленном производстве от РФ и Китая, а потому необходимо срочно нарастить производство оружия. С его словами согласился и главком НАТО в Европе генерал Кристофер Каволи, недавно отметивший, что Россия наращивает численность своих Вооружённых сил быстрее, чем оценивали западные аналитики. По его словам только в нынешнем году российский ВПК выпустит 1500 танков, 3000 бронемашин и 200 баллистических и крылатых ракет «Искандер», в то время как даже США производят всего 135 танков в год и больше не выпускают новые боевые машины пехоты Bradley.
Удручающими для ЕС стали и недавние заявления со стороны европейских чиновников. По словам еврокомиссара по обороне Анрюса Кубилюса, российский ВПК количественно превосходит таковой в странах Евросоюза, и ни одна страна объединения не сможет противостоять армии РФ. В апреле и вовсе появился довольно неожиданный доклад британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), известного своей откровенно антироссийской пропагандой. Согласно документу, авторами которого стали экс-советник Министерства обороны Украины Александр Данилюк и британский специалист по сухопутным войскам Джек Уотлинг, Россия наращивает военное производство успешнее Европы, что представляет для Запада «стратегическую угрозу», а для Украины и вовсе является «катастрофическим риском». Отмечается, что «при относительной слабости экономики, России все же удалось превзойти НАТО по объёмам производства военной техники в 2022–2024 годах». Причинами этого авторы доклада считают имевшийся у России «план мобилизации», который включал в себя «законодательные изменения и успешные процессы в промышленности», а также «запасы», из которых можно было черпать ресурсы. Кроме того, в докладе отмечено, что в отличие от ЕС, РФ сохранила «чрезвычайно высокий уровень владения оборонными предприятиями, что позволило ей в высокой степени реагировать на указания правительства». Дополнительно ко всему подчёркивается, что у России был «огромный скрытый потенциал», в том числе в виде учёных и инженеров с опытом работы в оборонном секторе, позволивший перевести гражданское производство на военные рельсы. Всего этого, по мнению авторов доклада, у ЕС нет, а есть лишь отсутствие координации, недостаточное внимание к массовому производству, бюрократические препятствия и ограниченный доступ к испытательной инфраструктуре.
Вместе с тем, ко всем подобным заявлениям и докладам со стороны руководства НАТО и представителей стран-участниц альянса необходимо относиться с крайней осторожностью. Тем более, что все они в той или иной мере призваны обосновать необходимость увеличения военных расходов и модернизации всего европейского ВПК, в том числе и для продолжения военного конфликта на Украине. Подтверждением этому является представленная в марте Еврокомиссией так называемая «Белая книга по обороне», которая по своей сути является планом по ускоренной милитаризации всего объединения.
Согласно документу, планируется за короткий срок восстановить ВПК ЕС, о «слабости» которого говорится уже не первый месяц. План подразумевает использование всех финансовых рычагов Евросоюза, как для помощи членам объединения значительно увеличить расходы на оборону, так и для расширения военной поддержки Украины. В частности, планируется увеличить объем европейского ВПК к 2028 году до 450 млрд евро (в 2025 году ожидается 200 млрд евро), а общая смета «Белой книги» включает в себя сумму в 800 млрд евро. Для реализации своего плана в ЕС хотят увеличить расходы на оборону до 650 млрд евро в год. При этом ожидается, что до 2028 года номинальное значение ВВП Евросоюза вырастет на 10% (до 21 трлн евро) и тогда расходы на оборону составят более 3%. Однако в реальности столь грандиозные планы могут столкнуться с жестокой реальностью, о чём сегодня говорят многие аналитики даже в самом ЕС.
По мнению многих экспертов и военных, сегодня в Европе ощущается нехватка практически всех составляющих обороны, начиная от личного состава и техники, и заканчивая средствами командования. При этом последние годы свидетельствуют о том, что в ЕС стремятся решить существующие проблемы, в первую очередь, за счёт увеличения военных расходов. Так, если в 2021 году общий объем трат на оборону стран союза составлял 214 млрд евро, то в 2024 году он был уже 326 млрд, то есть за три года удалось прибавить около 52%. Если взять показатель отношения оборонного бюджета к совокупному ВВП страны Евросоюза, то он в 2025 году уже превысит 2%. Более того, европейский ВПК уже позволяет производить техники и боеприпасов на 160 млрд евро в год, и этот показатель, по сравнению с 2021 годом, вырос на 30%. Причем 44% из производимого в ЕС – это авиация, ракеты и космические аппараты, 30% – системы обеспечения и связи, и 25% – техника и боеприпасы для сухопутных войск.
Вместе с тем, дальнейшее расширение ВПК Евросоюза и отдельных его членов имеет серьёзные социально-экономические препятствия. Например, сегодня в этой отрасли задействовано более 580 тыс. человек (с 2022 года их количество увеличилось на 12%), а удвоение объемов ВПК потребует привлечения по меньшей мере еще 300 тыс. специалистов, которых нужно будет найти в ближайшие два-три года. То есть странам ЕС ради достижения своих планов придется сокращать гражданскую сферу экономики, что в совокупности с резким ростом затрат на перевооружение вполне может привести не только к росту инфляции, но и к более серьёзным экономическим проблемам и социальным потрясениям со всеми вытекающими из этого последствиями.
Нельзя забывать и том, что сегодня практически ни одна из стран ЕС не готова резко нарастить свои расходы на военные нужды. Согласно данным НАТО, только оборонный бюджет Польши составляет 4,12% от ВВП. За ней следует Эстония с 3,43% и США с 3,38%. Из 32 членов альянса только 23 достигли или превысили действующий с 2014 года целевой показатель в 2% от ВВП. При этом стоит помнить, что те страны, которые выступают за увеличение военных расходов, надеются получить на это финансовую помощь со стороны ЕС, то есть стать сильнее за счёт других членов объединения.
Помимо всего прочего, не является секретом, что в Евросоюзе давно нет необходимых производственных мощностей для резкого увеличения выпуска техники и боеприпасов, а местный ВПК во многом зависит от поставок из США. Согласно статистике, почти две трети вооружений, закупленных в 2020–2024 годах европейскими государствами-членами НАТО, поступили из Соединённых Штатов. Причем зависимость Европы от американского ВПК за последние годы увеличилась значительно – в 2015 году она составлял около 52%. Сегодня от США на 70% зависит оборона Германии (10 лет назад показатель был около 10%), более чем на 80% – Великобритания, и почти на 90% – Норвегия, Швеция, Италия и Нидерланды. Поэтому совершенно неслучайно, что сегодня в ЕС разгорелся спор относительно того, можно ли направлять оборонные кредиты союза на приобретение военной техники, которая изготовлена странами, не входящими в него.
Более того, все планы ЕС относительно ослабления влияния на свой ВПК со стороны США стали вызывать недовольство в Вашингтоне, где, по данным различных источников, уже предупредили Брюссель о последствиях отказа от американского оружия. В конце марта госсекретарь США Марко Рубио на встрече с главами МИД Литвы, Латвии и Эстонии отмечал, что Соединённые Штаты намерены продолжить участвовать в оборонных закупках стран ЕС, а любое отстранение американских компаний от европейских тендеров в Белом доме воспримут в негативном ключе. Все это в совокупности с неопределённостью развития мировой экономики и нарастающими внутриполитическими проблемами в ЕС, как считают аналитики, не позволят Евросоюзу реализовать свои грандиозные планы по перевооружению. Однако с учетом превалирования в европейской политике русофобии, всё это означает, что процесс милитаризации ЕС будет продолжен, вне зависимости от его последствий.
Приходится констатировать, что сегодня ЕС и его союзники не готовы к процессу деэскалации напряжённости на континенте. Поэтому все последние заявления о «плачевном» состояние европейского оборонно-промышленного комплекса не должны никого вводить в заблуждение – деньги на его развитие будут найдены вне зависимости от желания простых налогоплательщиков. Это означает, что России и дальше придется идти по пути усиления своей обороноспособности.
https://1rodina.ru/article/bezumnye-plany-militarizacii-evropy-priblizhayut-krakh-es