Бомбардировка Соловецкого монастыря англичанами.

КОНТ 1 день назад 98
Preview

Миллионы людей раньше заходили в дальние пещеры Лавры через Аннозачатиевский храм и никто не обращал внимания на табличку у северной стены храма, где был похоронен человек, который руководил обороной Соловецкого монастыря во время Крымской войны, посрамивший заносчивых англичан.

За успешное отражение атак противника и организацию укреплений уроженец Киевской Губернии архимандрит Александр (Андроник)  был награжден императором Николаем I нагрудным крестом, украшенным бриллиантами, на (той самой – "ватной") Георгиевской ленте.

Стыдно вспоминать непротивленческие речи отдельных представителей современного духовенства, когда читаешь истории обороны на Соловках.

Ему никто не предписывал обороняться. Первым заметив английский фрегат он начал готовить монастырь к обороне.

Далее цитата отсюда:

Оставленный без серьёзной военной поддержки от губернского центра, монастырь был вынужден изыскивать собственные средства к предстоящим боевым действиям.

В том момент на Соловецких островах кроме около 200 монахов и послушников, 370 трудников и вольнонаёмных поселенцев, находилась только инвалидная команда из 53 пожилых военных инвалидов, под началом прапорщика Николая Никоновича охранявших заключённых в монастырской тюрьме.

Общее руководство подготовкой к обороне взял на себя архимандрит Александр.

Будучи человеком не лишённым личной храбрости, в прошлом исполнявшим обязанности полкового священника, он хорошо справился с обязанностями военного коменданта и начальника гарнизона.

Несмотря на очень скудные вооружённые силы островов, население Соловков с большим патриотическим воодушевлением приступило к подготовке к боевым действиям.

Архимандрит Александр на свой страх и риск предложил некоторым арестантам Соловецкой тюрьмы принять участие в обороне монастыря, и, в результате, из них был сформирован дополнительный отряд в 20 человек в помощь инвалидной команде.

При ревизии монастырского арсенала выяснилось, что хранящиеся в нём старинные ружья к стрельбе уже не пригодны, а довольно большое количество бердышей, секир, копий мало что могло добавить к обороноспособности обители. Из 20 старинных монастырских пушек годными к стрельбе были признаны только два 3-фунтовых орудия.

Остальные либо рвались при пробных выстрелах, либо просто крошились, когда с них снимали ржавчину.

К счастью, 16 мая 1854 года монастырские суда привезли из Архангельска 8 6-фунтовых пушек с комплектом в 60 снарядов на каждую.

С этими же кораблями на остров прибыли инженерный офицер Бугаевский — с целью обустройства артиллерийских батарей и фейерверкер 4-го класса Новодвинского гарнизона В. Друшлевский — для командования батареей, а также обучения стрельбе из орудий солдат инвалидной команды.

В итоге присланные пушки разместили в амбразурах западной стены монастыря, а из двух маленьких соловецких орудий соорудили небольшую мобильную батарею, удачно расположив её на берегу моря.

6 июля у острова появились два английских пароходо-фрегата: «Миранда» и «Бриск».

Подойдя к монастырю на расстояние пушечного выстрела и встав напротив замаскированной двухпушечной батареи, англичане стали поднимать на одном из кораблей флаги, пытаясь таким способом начать переговоры.

После того, как необученные морской сигнализации монахи не дали им никакого ответа, англичане сделали три предупредительных выстрела из пушек, на которые им ответила огнём береговая батарея.

Это недоразумение послужило союзной эскадре предлогом к началу бомбардировки монастыря.

6-фунтовые пушки, расставленные на монастырской крепостной стене, оказались бесполезными — ядра, выпущенные из них, не долетали до английских пароходо-фрегатов, но береговые артиллеристы сделали несколько удачных выстрелов — одно из выпущенных ядер причинило «Миранде» серьёзное повреждение.

После часовой бомбардировки, повреждённый фрегат отошёл от монастыря и встал на ремонт.

????далее (https://t.me/politprav/5491)???????? начало (https://t.me/politprav/5489?single) ????

7 июля в 5 часов утра парламентёрский гребной катер под белым флагом доставил на берег письмо, в котором командующий английской эскадрой Эрасмус Омманей, оскорблённый тем, что защитники Соловков «палили на английский флаг» ультимативно требовал сдачи в плен солдат и коменданта крепости, а также «…безусловной уступки целого гарнизона, находящегося на острове Соловецком, вместе со всеми пушками, оружием, флагами и военными припасами.», угрожая монастырю, в случае отказа, продолжением бомбардировки.

Спешно собранный архимандритом Александром «военный совет» из старших монахов и командира инвалидной команды составил ироничный ответ на эту депешу, смысл которого сводился к тому, что так как в монастыре солдат нет, а только инвалиды, охраняющие монахов и жителей, а «…коменданта гарнизона в Соловецком монастыре никогда не бывало и теперь нет…» то и сдаваться некому, «…и флагов, и оружия, и прочего не имеется…».

Как только монастырский парламентёр, передавший ответ англичанам, вернулся на берег, «Миранда» и «Бриск» вновь начали бомбардировку, продолжавшуюся больше девяти часов.

За это время английская эскадра выпустила монастырю около 1800 ядер и бомб, однако результат её был более чем скромным: ядрами были прострелены деревянное здание архангельской гостиницы и здание Онуфриевой кладбищенской церкви, стоявшие вне крепостных стен, в самом монастыре были повреждены стены высокого Преображенского собора и проломан купол Никольской церкви. Среди защитников монастыря не было ни убитых ни раненых.

В своём донесении в синод от 10 июля 1854 года соловецкий архимандрит говорил, что все разрушения можно исправить в несколько часов и давал такую оценку действий неприятеля: 

«Все бесчеловечные усилия неприятеля, клонившиеся к тому, чтоб совершенно нанести разрушение ей (обители) своими страшными снарядами, остались посрамлёнными и постыжёнными».

⏺⏺⏺⏺⏺⏺⏺⏺⏺⏺⏺⏺

Нет смысла объяснять что бы сейчас писали об архимандрите, взявшем на себя руководство обороной монастыря.

Тут два варианта: либо что-то не так было с духовенством того времени, поскольку за это архимандрита Александра не наказали, а наградили ( а через пару лет он был возведен в епископы), либо что-то не так с нынешним духовенством, которое в трудные времена для Отчества и веры начинает не к месту вспоминать о заповеди "не убий", всегда запрещавшей сугубо убийство в личных или корыстных целях, а не защиту Отечества с оружием в руках.

Очевидно, что от нормальности отошли мы, а не предыдущие поколения.

И самое главное: вы заметили чтобы уроженец Киевской губернии, отличившийся в обороне Соловецкого монастыря, хоть на минуточку сомневался в том, что он русский или задумывался хоть на полсекунды о таком важном сейчас "национальном вопросе"?

А знаете почему? Просто потому, что на территории нынешней Украины все были русскими при монархическом строе и не о чем было спорить...

@politprav

Читать продолжение в источнике: КОНТ
Failed to connect to MySQL: Unknown database 'unlimitsecen'